Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-777/2024 ~ М-523/2024 от 05.03.2024

Решение

Именем Российской Федерации

26 марта 2024 года                            <адрес>

Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гареевой А.С.,

при секретаре ФИО4,

с участием представителя истца помощника прокурора ФИО5, истца законного представителя несовершеннолетней ФИО2ФИО1,

представителя ответчика Нуримановской ЦРБ ФИО6 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РБ в интересах ребенка инвалида ФИО3 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения РБ Нуримановская центральная районная больница об обязании обеспечить лекарственным препаратом,

                        установил:

    прокурор <адрес> РБ обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения РБ Нуримановская центральная районная больница об обязании обеспечить лекарственным препаратом, ссылаясь на следующие обстоятельства.

<адрес> по обращению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения федерального законодательства в государственном бюджетном учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Нуримановская центральная районная больница (далее – Нуримановская ЦРБ) и выявлены нарушения.

Согласно заключению врачебной комиссии Нуримановской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ ребенку инвалиду ФИО2, рекомендовано использование инсулина Аспарт с никотинамидом торговое наименование Фиасп 35(40) единиц в сутки, раствор для подкожного и внутривенного введения, 100 ед/мл, 3 мл. – картриджи в шприц-ручках ФлексТач, (5) – пачки картонные, годовая потребность на 2023 год – 4 упаковок, на 2024 год -10 упаковок.

В месте с тем, ФИО1 врачами Нуримановской ЦРБ лекарственный препарат инсулин Аспарт с никотинамидом в нужном количестве не выписывался и не выдавался.

Прокурор просит обязать ГБУЗ Нуриммановская ЦРБ своевременно выписывать ФИО2 рецепт на получение лекарственного препарата инсулин Аспарт с никотиномидом в назначенном ей количестве. Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО2 лекарственным препаратом инсулин Аспарт с никотинамидом в назначенном ей количестве. Обязать ответчиков исполнить решение суда со дня его вынесения (немедленно).

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО5 и законный представитель несовершеннолетней ФИО2ФИО1 исковые требования поддержали. Законный представитель несовершеннолетней ФИО2 указала, что поскольку лекарственный препарат инсулин Аспарт с никотинамидом дочери не выписывался и не выдавался, она была вынуждена приобрести указанный препарат за счет личных средств.

Представитель ответчика ГБУЗ Нуримановская ЦРБ ФИО6 в судебном заседании указала, что с требованиями согласна.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, надлежаще извещен.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ №323-ФЗ) законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 ФЗ № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 ФЗ № 323-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 5 ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.

Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 14 ст. 16 ФЗ № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

На основании пп. 2 ч. 3 ст. 80 ФЗ № 323-ФЗ назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.

В соответствии с п. 9 ст. 83 ФЗ № 323-ФЗ обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включённых в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 83 ФЗ № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ детям-инвалидам и больным с заболеванием «Диабет» предоставляются бесплатно все лекарственные средства.

Таким образом, из системного толкования действующего законодательства, ребенок-инвалид имеет право на бесплатное получение лекарственного препарата, медицинских изделий.

Из статьи 4 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О Правительстве Республики Башкортостан» (далее Закон -з) следует, что Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан.

Согласно ст. 15 Закона -з Правительство Республики Башкортостан организует работу по оказанию населению Республики Башкортостан всех видов лечебно-профилактической помощи, осуществляет контроль за реализацией республиканских программ медицинской помощи и сохранением гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи.

Как следует из материалов дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ребенком- инвалидом, состоит на диспансерном учете с диагнозом Е10.7 Инсулинозависимый сахарный диабет с множественными осложнениями.

Согласно заключению врачебной комиссии Нуримановской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ ребенку инвалиду ФИО2, рекомендовано использование инсулина Аспарт с никотинамидом торговое наименование Фиасп 35(40) единиц в сутки, раствор для подкожного и внутривенного введения, 100 ед/мл, 3 мл. – картриджи в шприц-ручках ФлексТач, (5) – пачки картонные, годовая потребность на 2023 год – 4 упаковок, на 2024 год -10 упаковок.

Также, согласно выписному эпикризу из истории болезни от ДД.ММ.ГГГГ выписанное Министерством здравоохранения Республики Башкортостан ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница эндокринологическим отделением ФИО2 рекомендовано использование инсулина Аспарт с никотинами<адрес> единиц в сутки через инсулиновую помпу.

Так, в ходе проведенной проверки установлено, что 2023 году ФИО2 должностными лицами Нуримановской ЦРБ выписано 5 упаковок инсулина МНН Аспарт с торговым наименованием ФИАСП между тем, должностными лицами учреждения вышеуказанный лекарственный препарат выписанном и назначенном ей количестве не выдан.

Также, в 2024 году должностными лицами Нуримановской ЦРБ лекарственный препарат инсулин Аспарт с никотинамидом торговое наименование Фиасп ФИО2, не выписан и не выдан.

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача Нуримановской ЦРБ внесено представление об обеспечении ФИО2 необходимым количеством инсулина Аспарт с никотинамидом, однако указанное представление рассмотрено, и отклонено, указанный препарат ФИО2 по настоящее время не выдан.

Выявленные прокуратурой района нарушения не отвечают основным принципам охраны здоровья, поскольку создают угрозу жизни и здоровью ФИО2

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.

Поскольку Министерство здравоохранения РБ является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной помощи в медицинских учреждениях для жителей Республики Башкортостан и обеспечивает ее доступность для граждан ГБУЗ РБ Нуримановской ЦРБ на основании заключения эндокринолога РДКБ от ДД.ММ.ГГГГ, протокола ВК от ДД.ММ.ГГГГ Министру здравоохранения Республики Башкортостан ФИО7 была направлена заявка на вышеуказанные препараты, что подтверждается письмом ГБУЗ РБ Нуримановской ЦРБ за исх. номером от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявка на закупку лекарственного препарата МНН инсулин аспарт с никотинамидом, ТН: инсулин Фиасп ГБУЗ РБ Нуримановскойя ЦРБ была направлена Министру здравоохранения Республики Башкортостан ФИО7 за исх. номером от ДД.ММ.ГГГГ.

Не обеспечение ФИО2 до настоящего времени назначенным ей лекарственным препаратом свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное ей право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями. Ответчиком в лице Министерства, как уполномоченным органом исполнительной власти, не принимались и не принимаются какие-либо меры по бесплатному обеспечению вышеуказанным медицинским изделием, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.

Согласно п. 1.1 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Программа) устанавливает перечень видов, формы, условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также критерии доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Республики Башкортостан бесплатно.

В соответствии с пунктом 3.2 Программы основанием для оказания медицинской помощи в медицинских организациях вне очереди является документ, подтверждающий принадлежность гражданина к одной из категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на внеочередное оказание медицинской помощи.

Исходя из п. 3.3 Программы обеспечение лекарственными препаратами бесплатно по рецептам врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием в случае возложения в установленном порядке на них полномочий лечащего врача, лиц, включенных в ФРЛЛО, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи в объеме не ниже перечня ЖНВЛП, перечня лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (приложение к Программе), за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.

Необходимость в лекарственном препарате ФИО2 для поддержания жизнедеятельности подтверждается материалами дела.

С учетом изложенного, заявленные исковые требования прокурора <адрес> РБ ФИО8 об обязании ГБУЗ РБ Нуримановской центральной районной больницы своевременно выписывать ФИО2 рецепт на получение лекарственного препарата инсулин Аспарт с никотиномидом в назначенном ей количестве, а также обязании Министерства здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО2 лекарственным препаратом инсулин Аспарт с никотинамидом в назначенном ей количестве подлежат удовлетворению.

Также обоснованы требования прокурора в части немедленного исполнения решения суда.

Часть 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Учитывая характер и тяжесть заболевания ФИО2 промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья ответчика, а также во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного истцом требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.

    Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

                        решил:

    исковые требования прокурора <адрес> РБ ФИО8 удовлетворить в полном объеме.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения РБ Нуримановскую центральную районную больницу (ИНН ) своевременно выписывать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) рецепт на получение лекарственного препарата инсулин Аспарт с никотиномидом в назначенном ей количестве.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН ) бесперебойно обеспечивать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ) лекарственным препаратом инсулин Аспарт с никотинамидом в назначенном ей количестве.

Решение подлежит немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы, представления через Иглинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья          подпись     А.С.Гареева

Копия верна. Судья

2-777/2024 ~ М-523/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Валитова А.Д.
Прокурор Нуримановского района
Ответчики
ГБУЗ РБ Нуримановская ЦРБ
Министерство здравоохранения РБ
Суд
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Гареева А.С.
Дело на сайте суда
iglinsky--bkr.sudrf.ru
05.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2024Передача материалов судье
06.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2024Подготовка дела (собеседование)
19.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее