Дело № 2-373/2023
УИД № 10RS0014-01-2023-000718-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2023 г. пгт. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Табота Ю.Д., при секретаре Ершовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Ильиной Олесе Алексеевне, Ильиной Анне Викторовне, действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей И.Н., В.А., С.А. о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось в суд по тем основаниям, что Карельской межрайонной придоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства проведена в связи со складированием отходов производства и потребления в районе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>. В рамках проверки проведено натурное обследование территории с участием специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Управления Росреестра по Республике Карелия, по результатам которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № несанкционированно размещены отходы производства и потребления, представленные разнородным строительным мусором, состоящим из бетонных конструкций с арматурой, битого кирпича, битой плитки, демонтированных полов (паркетной доски, фанеры, линолеума), потолочной плитки, деревянного дверного полотна, кусков гипсокартона, руберойда, отходов демонтажа асфальтового покрытия, отходами строительного грунта, прочим строительным мусором. Навалы отходов распределены вдоль уреза реки <данные изъяты> (естественной границы водного объекта на момент обследования), отходы частично затоплены. Указанные отходы относятся к отходам IV и V классов опасности согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242. Размещение отходов осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды. Земельный участок принадлежит на праве общей долевой Ильиной Олесе Алексеевне, Ильиной Анне Викторовне, И.Н., В.А., С.А.. На основании ст.ст. 3, 4, 34, 51 Федерального закона от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 3, 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 5, 65 Водного кодекса РФ истец просит обязать ответчиков в течение 2 (двух) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления (несанкционированную свалку) в границах земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца Петухова А.А., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Ответчики Ильина О.А. и Ильина А.В., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей И.Н., В.А., С.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, требования признавали, положения ст. 173 ГПК им разъяснены и понятны.
Третьи лица Администрация Пряжинского национального муниципального и Администрация Чалнинского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, принятие решение суда оставляли на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о рассмотрении дела.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В силу абзаца 1 ст. 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4).
Из материалов дела следует, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры организовано проведение проверки исполнения требований природоохранного и земельного законодательства на основании обращения администрации Чалнинского сельского поселения по вопросу законности проведения работ по отсыпке строительными отходами территории водоохранной зоны р. <данные изъяты> в районе земельного участка с кадастровым номером №. 11.05.2023 г. проведено обследование территории с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Управления Росреестра по Республике Карелия. Установлено, что территория участка не ограждена, ранее отсыпана и выровнена, выявлены навалы отходов, распределенных по береговой полосе реки <данные изъяты>, в условии паводка отходы, размещенные по кромке участка вдоль берега, оказались затопленными. Отходы, размещенные на участке, представлены разнородным строительным мусором состоящим из бетонных конструкций с арматурой, битого кирпича, битой плитки, демонтированных полов (паркетные доски, фанера, линолеум), потолочной плитки, деревянного дверного полотна, кусков гипсокартона, рубероида, отходов демонтажа асфальтового покрытия, отходами строительного грунта и прочим строительным мусором. Отходы предположительно, внутренних перегородок помещений (кирпич, штукатурка, кафель) загружены в технические полипропиленовые мешки, которые частично порваны. Количество мешков подсчитать не представляется возможным. Данные отходы относятся к отходам IV и V классов опасности согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242. Согласно имеющим в деле измерениям общая площадь территории, на которой размещены строительные отходы, составляет 255 кв.м, строительные отходы полностью размещены в границах земельного участка с кадастровым номером №, земельный участок располагается в акватории реки <данные изъяты>, частично отходы находятся в подтопленной части земельного участка с кадастровым номером №. Данные обстоятельства подтверждаются справкой по результатам обследования территории от 11.05.2023 специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, справкой государственного инспектора Республики Карелия по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Карелия от 11.05.2023, схематическим чертежом и фотоматериалами.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1, Малоэтажная жилая застройка, право собственности зарегистрировано за Ильиной О.А., Ильиной А.В., несовершеннолетними детьми И.Н., В.А., С.А.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 51 Закона N 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизаций, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо, для обеспечения-санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательством об охране здоровья и иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт б статьи 2 Закона N 7-ФЗ).
Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 3), а содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21).
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствий с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Права граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию оее состоянии, которые в силу статей 17, 18, и 42 Конституции Российской Федерации являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, гарантированными и соответственно защищаются действующим законодательством. Невыполнение обязательных требований природоохранного законодательства влечет нарушение конституционных прав граждан, обеспечения благоприятных условий их жизнедеятельности и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, а также может привести к истощению, ухудшению качественных и количественных показателей окружающей природной среды в целом.
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации к обязанностям собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, относится: использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, недопущение загрязнения,- истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, соблюдение при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических,- санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществление на земельных. участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений" в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и т.д.
Ненадлежащее выполнение собственниками земельного участка возложенных законом обязанностей может привести к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Чалнинского сельского поселения, негативно повлиять на состояние природной среды, создать угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушатся права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 11 Закона N 7-ФЗ, статьей 8 Закона N 52-ФЗ.
Ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются в том числе размещение отходов производства и потребления. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 ст. 65 ВК РФ ограничениями запрещается, в том числе размещение отвалов размываемых грунтов.
Таким образом, надлежащими ответчиками по делу являются собственники земельного участка с кадастровым номером №.
Факт наличия несанкционированной свалки на территории, принадлежащей ответчикам, подтвержден материалами дела и не оспаривался сторонами.
В соответствии с п.2 ст.39, п.3 ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании ответчики признали исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Последствия признания иска ответчикам разъяснены и им понятны, о чем имеется соответствующие заявления.
Суд усматривает, что признание иска ответчиками не противоречит действующему законодательству и не нарушает права других лиц, поэтому суд считает нужным принять признание иска ответчиками и удовлетворить исковые требования о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, обязав Ильину О.А., Ильину А.В., действующую в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей И.Н., В.А., С.А., в течение 2 (двух) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления (несанкционированную свалку) в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ИНН 1001016090) к Ильиной Олесе Алексеевне (паспорт №), Ильиной Анне Викторовне (паспорт №), действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей И.Н. (паспорт №), В.А. (свидетельство о рождении №), С.А. (свидетельство о рождении №) о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Ильину Олесю Алексеевну, Ильину Анну Викторовну, действующую в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей И.Н., В.А., С.А., в течение 2 (двух) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления (несанкционированную свалку) в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано через Пряжинский районный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Д. Табота
Копия верна: Судья Ю.Д. Табота
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ