Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-820/2024 ~ М-469/2024 от 20.03.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                

29 августа 2024 г.              г. Жигулёвск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Петровой Е.В.,

при секретаре Усмоновой О.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г. Жигулевска Шалбарова С.И., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика администрации г.о. Жигулевск Тищенко С.И.,

представителя ООО «СЗ Весна» Гордеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Жигулёвска, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.о. Жигулевска, ООО «Специализированный застройщик «Весна» об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среда

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Жигулевский городской суд <адрес> с иском к администрации городского округа Жигулевск, ООО «Специализированный застройщик «Весна», в котором просил признать незаконным бездействие администрации городского округа Жигулевск, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов расположенной по адресу <адрес> А, напротив ТД «Семейный», через доро1у, земельный участок с кадастровым номером площадью 27884±28 м2 (географические координаты Обязать администрацию городского округа <адрес>, ООО «Специализированный застройщик «Весна» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов расположенной по адресу <адрес> А, напротив ТД «Семейный», через дорогу, земельный участок с кадастров^ номером площадью 27884±28 м2 (географические координаты

В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой <адрес> во исполнение пункта 9 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдем прав и свобод человека и гражданина», пункта 3.2. приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательств в экологической сфере» мониторинг состояния законности в сфере экологической безопасности в границах городского округа Жигулевск, по результатам которого выявлены нарушения требования законодательства в области охраны окружающей среды, выразившиеся в следующем.

Прокуратурой города установлено, что в границах городского округа Жигулевск расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, а также различного мусора по адресу: <адрес> А, напротив ТД «Семейный», через дорогу, земельный участок с кадастровым номером площадью 27884±28 м2 (географические координаты ? Данный земельный участок передан в аренду ООО «Специализированный застройщик «Весна» с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ

Из системного анализа норм земельного законодательства, истец полагает,, что обязанность по устранению выявленной свалки бытовых отходов наряду с Администрацией г.о. Жигулевск, законом возложена и на арендатора - ООО «Специализированный застройщик «Весна».При этом, факт передачи земельного участка в пользование иному лицу по договору аренды не освобождает Администрацию г.о. Жигулевск от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов. Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает причинения вреда окружающей среде.

Представитель истца – помощник прокурора г. Жигулевска Шалбаров С.И. в судебном заседании требования и доводы иска поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации городского округа Жигулевск, действующая на основании доверенности, Тищенко С.И. исковые требование не признала. Считает, что администрация не может быть возложена обязанность по устранению несанкционированной свалки, поскольку в настоящее время спорный земельный участок передан в аренду ООО «СЗ Весна», в связи с чем обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на арендатора.

Представитель ООО «СЗ Весна», действующая на основании доверенности Гордеева Е.В. исковые требования признала, суду пояснила, что в настоящее время принимаются меры для устранения несанкционированной свалки на спорном земельном участке.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили.

Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 11 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологического благополучия населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 42, пп. 4 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ регламентированы обязанности собственника имущества по несению бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а также установлены обязанности собственников земельных участков, в том числе по недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлению мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе мер пожарной безопасности, а также обязанность собственников земельных участков в целях охраны земель по проведению мероприятий по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения земель.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N , площадью 27884±28 м2 (географические координаты расположен по адресу: <адрес>, <адрес> напротив ТД «<данные изъяты>. Собственником земельного участка является муниципальное образование –городской округ Жигулевск.

Муниципальным образованием городской округ Жигулевск, в лице администрации г.о. Жигулёвск <адрес> с ООО «СЗ Весна» (арендатор) заключил договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял во временное пользование сроком на 13 лет земельный участок, площадью 27 884 кв. м с кадастровым номером , земли населенных пунктов, расположенный в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами Ж3 по адресу: <адрес>, для целей строительства многоквартирных домов.

Прокуратурой города установлено, что в границах городского округа Жигулевск расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, а также различного мусора по адресу: <адрес> А, напротив ТД «Семейный», через дорогу, земельный участок с кадастровым номером 63:02:0303012:1470 площадью 27884±28 м2 (географические координаты ?

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.    

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктами 16, 28 статьи 6 Устава городского округа Жигулевск, утвержденного решением Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , к вопросам местного значения городского округа относится: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности накоплению (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработав, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пункт 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления" также предусматривает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

В силу ст. ст. 4,22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения организации, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленник отходов.

Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других.; негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.    "

В силу ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, именно собственник земельного участка, с несением затрат, обязан осуществить мероприятия по очистке земельного участка от несанкционированной свалке (что следует из п. 16 и 17).

Таким образом, администрация г.о. Жигулевск обязана организовать ликвидацию расположенных на земельных участках, ставшими предметом судебного разбирательства, несанкционированных свалок отходов в силу прямого указания закона. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках.

При этом, на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оптативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности

Вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территорий муниципального образования земельных участках должен разрешайся на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности - лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком.            

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества. Ответчиком надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки не предпринято, продолжение размещения твердых коммунальных отходов на спорном земельном участке причиняет вред окружающей среде и нарушает законные права и интересы граждан на благоприятную среду.

Довод администрации г.о. Жигулевск о том, что ответчик не несет ответственность за деятельность ООО «СЗ Весна», поскольку спорный земельный участок передан в аренду суд считает несостоятельным, поскольку в данном случае ответчик как орган местного самоуправления и собственник земельного участка, не принял должных мер по недопущению размещения твердых коммунальных отходов на месте несанкционированной свалки. Факт передачи земельного участка в пользование иному лицу по договору аренды не освобождает Администрацию г.о. Жигулевск от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд     

        

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес>, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации городского округа Жигулевск, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>А, напротив ТД «<адрес> через дорогу, земельный участок с кадастровым номером площадью 27884±28 м2 (географические координаты

Обязать администрацию городского округа Жигулевск Самарской области, ООО «Специализированный застройщик «Весна» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов, расположенной по адресу: <адрес>А, напротив ТД «Семейный» через дорогу, земельный участок с кадастровым номером , площадью 27884±28 м2 (географические координаты

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) в Жигулевский городской суд.

Судья                  Е.В. Петрова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05 сентября 2024 г.

Судья                         Е.В. Петрова

2-820/2024 ~ М-469/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Жигулевска
Ответчики
администрация г.о. Жигулевск Самарской области
ООО Специализированный застройщик «Весна»
Другие
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульявской областям
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Жигулевск
ООО "ЭкоСтройРесурс"
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Петрова Е.В.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
20.03.2024Регистрация административного искового заявления
20.03.2024Передача материалов судье
21.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2024Подготовка дела (собеседование)
02.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
07.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее