К делу № 2-1802/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием истца Аулова В.И. и его представителя Леонтьевой Г.В.,
ответчиков Ауловой Н.П. и Ауловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аулова Вячеслава Ивановича к Ауловой Марине Витальевне, Аулову Никите Денисовичу и Ауловой Нине Павловне о включении имущества в состав наследства и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Аулов В.И. обратился в суд с иском к ответчикам о включении имущества в состав наследства и признании права собственности. В обоснование иска указал, что 03.07.2021г. умер его сын – Аулов Д.В. После его смерти открылось наследство в виде гаража, автомобиля и долей в праве собственности на квартиры, расположенные по адресу: <адрес> 84. Ответчики являются наследниками умершего. После смерти Аулова Д.В. нотариусом было заведено наследственное дело. Помимо указанного имущества в собственности умершего находилась 1/3 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную долю возникло на основании договора приватизации от 27.10.1994г. Однако нотариус отказалась включать указанную долю в наследственное имущество ввиду того, что указанный договор приватизации подписан матерью умершего, тогда как правом на его подписание от своего имени обладал сам умерший.
С учетом уточненных требований просил включить в состав наследства, открывшегося после смерти Аулова Д.В. 1/3 долю в праве собственности на указанную квартиру и признать за собой право собственности на 1/24 долю.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Ответчик против иска возражали, просили в его удовлетворении отказать ввиду отсутствия зарегистрированного права умершего.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования Аулова В.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, 03.07.2021г. умер сын истца – Аулов Д.В. После его смерти открылось наследство в виде гаража, автомобиля и долей в праве собственности на квартиры, расположенные по адресу: <адрес> 84. Ответчики, наряду с истцом, являются наследниками умершего. После смерти Аулова Д.В. нотариусом было заведено наследственное дело № 76/2021.
Помимо указанного имущества в собственности умершего находилась 1/3 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Так, согласно договору приватизации от 27.10.1994г. Аулова Н.П., действующая от своего имени и от имени детей Аулова Д.В. и Аулова С.В., приобрела в долевую собственность (по 1/3 доле каждому) квартиру, расположенную по адресу <адрес>. Согласно отметке на договоре он зарегистрирован в БТИ г. Майкопа 17.11.1994г.
Как указывает истец, нотариус отказалась включать указанную долю в наследственное имущество ввиду того, что указанный договор приватизации подписан матерью умершего, тогда как правом на его подписание от своего имени обладал сам умерший.
Между тем, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации.
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 558 ГК РФ, договор продажи жилого дома, квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно п. 1 ст. 551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
До введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", порядком регистрации прав в отношении зданий, сооружений, квартир являлась регистрация в органах БТИ.
В соответствии со ст. 6 Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Она требуется для государственной регистрации перехода данного права, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества.
Кроме того, в соответствии со ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.
До одобрения сделки представляемым другая сторона путем заявления совершившему сделку лицу или представляемому вправе отказаться от нее в одностороннем порядке, за исключением случаев, если при совершении сделки она знала или должна была знать об отсутствии у совершающего сделку лица полномочий либо об их превышении.
Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Как пояснили в судебном заседании ответчики умерший знал о том, что спорная квартира была приватизирована в долевую собственность и ему принадлежит 1/3 доля в праве собственности на нее.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (с изменениями и дополнениями) при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В связи с этим, учитывая, что умерший при жизни одобрил договор приватизации квартиры (в соответствии с которым он стал собственником 1/3 доли), его право собственности было зарегистрировано в установленном на тот момент порядке, а сам договор приватизации в судебном порядке не был кем-либо оспорен, суд приходит к выводу о том, что спорная доля в праве собственности на квартиру подлежит включению в наследственную массу, с признанием за истцом права собственности в соответствии с долей в наследственном имуществе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Аулова Вячеслава Ивановича к Ауловой Марине Витальевне, Аулову Никите Денисовичу и Ауловой Нине Павловне о включении имущества в состав наследства и признании права собственности – удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Аулова Дениса Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего 03.07.2021г., 1/3 долю в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за Ауловым Вячеславом Ивановичем право собственности на 1/24 долю в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26.05.2022г.
Председательствующий -подпись- Г.А. Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2022-002407-12
Подлинник находится в материалах дела № 2-1802/2022 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.