Дело № 2-157/2024 (№ 2-2506/2023 )
УИД 33RS0014-01-2023-002860-55.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации23 января 2024 года
Муромский городской суд Владимирской области в составепредседательствующего судьи Баклановой И.И.,
при секретаре Киселевой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску администрации муниципального образования Борисоглебское Муромского района Владимирской области к межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Лукьяновой А.В., Самсонову А.А. о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования Борисоглебское Муромского района обратилась в суд с иском к межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, и просит:
1) Прекратить право собственности Л.Ю.В., Щ.Т.И., С.А.П. на принадлежащую каждому земельную долю размером 4,79 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер), расположенный по адресу: .....
2) Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Борисоглебское Муромского района на земельные доли, размером 4,79 га, принадлежавшие ранее Л.Ю.В., Щ.Т.И., С.А.П. в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер), расположенный по адресу: ...., признанные невостребованными постановлением администрации муниципального образования Борисоглебское Муромского района от (дата) (номер).
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с постановлением главы администрации Муромского района (номер) от (дата) АО (данные изъяты) был предоставлен в коллективно-долевую собственность земельный участок сельхозугодий площадью 2497 га, расположенный по адресу: .....
Постановлением главы Муромского района от (дата) № 207 членам АО « (данные изъяты)» были выданы свидетельства на право собственности на земельную долю в указанном земельном участке. Размер доли составил 4,79 га.
Согласно списку, к постановлению и свидетельствам на право собственности на землю Л.Ю.В., Щ.Т.И., С.А.П. являются собственниками долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер), каждая размером 4,79 га.
До настоящего времени право собственности на земельные доли ими не зарегистрировано.
В соответствии с требованиями закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истец сформировал список собственников земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, и опубликовало данный список в газете «Владимирские ведомости» от (дата) (номер) (6076), в газете «Муромский край» от (дата) (номер) (4412). Также список был размещен на официальном сайте администрации Борисоглебского сельского поселения в сети «Интернет», и на информационных щитах.
Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок созывалось (дата) и повторно (дата), однако не состоялись по причине неявки участников общей долевой собственности.
Впоследствии данный список был утвержден постановлением администрации Борисоглебского сельского поселения от (дата) (номер).
При этом никто из владельцев, включенных в список невостребованных долей, в том числе и ответчики, не представили в письменной форме возражения в администрацию МО Борисоглебское, а также документы, подтверждающие факт распоряжения земельной долей в течение последних трех лет.
Согласно сведениям отдела ЗАГС администрации округа Муром Л.Ю.В. умер 28.04.2016 года, Щ.Т.И. умерла 23.06.1994 года, С.А.П. умер 10.05.2001 года.
При жизни Л.Ю.В., Щ.Т.И., С.А.П. право собственности на земельные доли не зарегистрировали и не реализовали другие права по распоряжению земельными долями. Поэтому обратились в суд с настоящим иском (л.д.4-5).
Определением суда от 27.11.2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены наследники Лукьянова А.В. и Самсонов А.А. (л.д. 67-68).
Определением суда от 20 декабря 2023 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены наследники: после смерти Л.Ю.В. - наследник Лукьянова А.В., после смерти С.А.П. - Самсонов А.А. (л.д.82).
Представитель истца - администрации муниципального образования Борисоглебское Муромского района Владимирской области Паутова И.Н., действующая по доверенности № 366-01-24 от 01.04.2022г. (л.д.68), будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика - межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчики Лукьянова А.В., Самсонов А.А., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, возражений по существу иска не представили.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (Управление Росреестра по Владимирской области) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель Управления Л., действующая по доверенности № 89 от 30.12.2022г. (л.д.79-81), просила рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение спора оставляет на смотрение суда.
Поскольку ответчики извещены о судебном заседании по адресу места нахождения, то они считаются надлежаще извещенными и в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, в порядке заочного производства, и находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
Так, в соответствии с п.1 и 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике, которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п.3 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей, общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В силу п.8 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии с п. 7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что одним из существенных условий для признания права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, является соблюдение процедуры, установленной ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Установлено, что постановлением главы администрации Муромского района от (дата) (номер) АО « (данные изъяты)» предоставлен в коллективно-долевую собственность земельный участок сельхозугодий площадью 2497 га, расположенный по адресу: ..... Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером (номер).
Согласно списку к Постановлению от (дата) (номер) Л.Ю.В., Щ.Т.И., С.А.П. являются собственниками долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер), размер доли каждого составляет 4,79 га. Указанным лицам были выданы свидетельства на право собственности на земельную долю, однако, право на указанные земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер) за ответчиками зарегистрировано не было.
Согласно сведениям отдела ЗАГС администрации округа Муром:
- Л.Ю.В., (дата) рождения, уроженец ...., умер 28 апреля 2016 года (свидетельство о смерти серия II-HA (номер) от 28.04.2016г.) (л.д.59);
- С.А.П., (дата) рождения, уроженец ...., умер 10 мая 2002 года (свидетельство о смерти серия I-HA (номер) от (дата)) (л.д.60);
- Щ.Т.И., (дата) года рождения, уроженка .... владимирской области, умерла 23 июня 1994 года (свидетельство о смерти серия I-HA (номер) от 24.06.1994г.) (л.д.61).
Согласно сведениям нотариуса Муромского нотариального округа после смерти Щ.Т.И., умершей 23 июня 1994 года, наследственное дело не заводилось (л.д.73).
Следовательно, данная земельная доля, ранее принадлежащая Щ.Т.И., являются выморочным имуществом.
Согласно сведениям нотариуса Муромского нотариального округа М. от 22.11.2023г.:
- после смерти Л.Ю.В., умершего 28.04.2016 года, заведено наследственное дело (номер) года, в рамках которого с заявлением о принятии наследства обратилась супруга Лукьянова А.В., которой выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имущество, состоящее из: денежных вкладов, компенсации по договору страхования ПАО СК «Росгосстрах»; иных свидетельств не выдавалось;
- после смерти С.А.П., умершего 10 мая 2001 года, заведено наследственное дело (номер) года, в рамках которого с заявлением о принятии наследства обратился сын Самсонов А.А., которому выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имущество, состоящее из: денежных вкладов, земельного участка по адресу: ....; иных свидетельств не выдавалось (л.д.63).
Таким образом, свидетельств о праве собственности на спорные земельные доли не выдавалось.
Следовательно, земельная доля, ранее принадлежащая Щ.Т.И., является выморочным имуществом, а земельные доли, принадлежавшие Л.Ю.В. и С.А.П., являются невостребованными.
В соответствии с требованиями закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истец сформировал список собственников земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, и опубликовало данный список в газете «Владимирские ведомости» от 03 июля 2019 года (номер) (6076) в газете «Владимирские ведомости», в газете «Муромский край» от 05 июля 2019 года (номер) (4412). Также список был размещен на официальном сайте администрации Борисоглебского сельского поселения в сети «Интернет», и на информационных щитах.
Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок созывалось 14 октября 2019 года и повторно 26 ноября 2019 года, однако, не состоялись по причине неявки участников общей долевой собственности (л.д.28-29, 32).
Руководствуясь п. 7 ст. 12.1. ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ администрация Борисоглебского сельского поселения постановлением от 20 декабря 2019 года № 276 утвердила такой список самостоятельно.
Как следует из материалов дела, предусмотренный Законом порядок придания спорному земельному участку статуса невостребованного, администрацией Борисоглебское Муромского района соблюден.
Учитывая, что ответчики не распорядились в течение трех лет земельными долями и не зарегистрировали право собственности на них в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с положениями ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд находит иск администрации Борисоглебское Муромского района подлежащим удовлетворению.
Поскольку Щ.Т.И., как участник общей долевой собственности на земельный участок, не реализовала своего права на распоряжение земельной долей более трех лет, наследников после смерти Щ.Т.И. не имеется, а наследники после смерти Л.Ю.В. - Лукьянова А.В., после смерти С.А.П. - Самсонов А.А., не заявляли своих прав на земельную долю, то спорные земельные участки обладают статусом невостребованных.
В соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение;
земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 ГК РФ).
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории РФ не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность РФ выморочного имущества, нормами федерального закона определен.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 года N 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской. Костромской и Ярославской областях при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованной земельной доли Щ.Т.И. является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.
С даты утверждения списка органом местного самоуправления, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Учитывая, что Щ.Т.И. при жизни, а также наследники Л.Ю.В. и С.А.П. - ответчики Лукьянова А.В. и Самсонов А.А. не распорядились в течение трех лет земельными долями, и не зарегистрировали право собственности на них в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с положениями ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд находит иск администрации Борисоглебское Муромского района подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации муниципального образования Борисоглебское Муромского района Владимирской области (ИНН 3334006141, ОГРН 1053302137833) кмежрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях (ИНН 3329056771 ОГРН 1133340004401), Лукьянову А.В., Самсонову А.А. удовлетворить.
Прекратить право собственности Л.Ю.В., Щ.Т.И., С.А.П. на принадлежавшую каждому земельную долю размером 4,79 га. в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер), расположенный по адресу: .....
Признать за муниципальным образованием Борисоглебское Муромского района Владимирской области (ИНН 3334006141, ОГРН 1053302137833) право собственности на земельные доли, ранее принадлежавшие Л.Ю.В., Щ.Т.И., С.А.П., размером 4,79 га., каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер), расположенный по адресу: .....
Ответчик вправе подать в Муромский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7-ми дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 30 января 2024 года
Председательствующий судья И.И. Бакланова