Судья Тонеева И.Н. № 12-244/2024
РЕШЕНИЕ
г.Самара 13 июня 2024 года
Судья Самарского областного суда Нехаев К.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника – адвоката Торопова А.А., действующего в интересах Алымкуловой Н. на постановление Красноярского районного суда Самарской области от 19.04.2024 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Красноярского районного суда Самарской области от 19.04.2024 Алымкулова Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка Кыргызской Республики, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2.000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, с помещением в специальное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области».
Не согласившись с указанным постановлением, защитник – адвокат Торопов А.А., действующий в интересах Алымкуловой Н., обратился в Самарский областной суд с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить.
По информации, поступившей из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области, Алымкулова Н. ДД.ММ.ГГГГ подвергнута процедуре административного принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, убыла за счет собственных средств. По сообщению защитника – адвоката Торопов А.А. она извещена о времени и месте рассмотрения дела, о чем представлена соответствующая расписка.
Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника – адвоката Торопова А.А., поддержавшего доводы жалобы, оснований к отмене или изменению постановления суда не усматриваю.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002.
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 названного Федерального закона установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002, или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114-ФЗ от 15.08.1996 иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 19.04.2024 в 08-00 часов, на 391 км автодороги <адрес>, выявлена гражданка Кыргызской Республики, Алымкулова Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая прибыла на территорию Российской Федерации 04.01.2024 в порядке, не требующем получения визы и по настоящее время находилась на территории Российской Федерации, вследствие чего на момент выявления 19.04.2024, срок ее пребывания на территории Российской Федерации превысил установленный абзацем 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 девяносто суток суммарно в течение периода в сто восемьдесят суток. Тем самым Алымкулова Н., являясь иностранным гражданином, уклонилась от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Алымкуловой Н. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении 23 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5); рапортом инспектора ДПС 1 взвода ОСР ДПС Госавтоинспекции ГУ МВД России по <адрес> (л.д.6); объяснениями Алымкуловой Н. (л.д.7); копией паспорта гражданки Кыргызской Республики Алымкуловой Н., копией миграционной карты (л.д.10); сведениями базы ФМС России в отношении Алымкуловой Н. (л.д.11-12), сообщением из посольства Кыргызской Республики (л.д.13), а также иными материалами дела.
Достоверность и допустимость доказательств судом проверены, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Действия Алымкуловой Н. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Таким образом, совершенное Алымкуловой Н. деяние, а именно: нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в превышении срока пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Алымкуловой Н. в совершении инкриминируемого деяния по делу не усматривается. Право Алымкуловой на защиту и право давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном им языке общения, а также пользоваться услугами переводчика, при производстве по делу реализовано.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Алымкуловой Н. в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 51 Конституции Российской Федерации, Алымкуловой Н. разъяснены, с содержанием протокола она ознакомлена. Копия протокола об административном правонарушении вручена Алымкуловой Н. в установленном законом порядке, в день его составления, о чем в соответствующей графе имеется подпись правонарушителя. Доказательств обратного суду не представлено. Оснований для признания протокола об административном правонарушении ненадлежащим доказательством, в ходе апелляционного рассмотрения дела не выявлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося судебного акта при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела, при назначении Алымкуловой Н. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Административное наказание назначено иностранному гражданину в соответствии и в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1-4.3 данного Кодекса, в пределах установленного срока.
Выводы о действительной необходимости назначения иностранному гражданину Алымкуловой Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации, мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности.
Довод жалобы защитника – адвоката Торопова А.А. о том, что Кыргызская Республика является участником Договора о Евразийском экономическом союзе, а Алымкулова Н. имеет заключенный трудовой договор с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а потому на дату принятия судом оспариваемого постановления она имела правовые основания для легального нахождения на территории Российской Федерации, необоснован.
По сообщению ГУ МВД России по Самарской области в информационных ресурсах МВД России имеется уведомление о прекращении (расторжении) ДД.ММ.ГГГГ трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданкой Кыргызской Республики Алымкуловой Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представленное в ОВД ОМВД России по <адрес>. Между тем, при дальнейшей проверке данной информации ГУ МВД России по городу Москве сообщило, что информация о подаче уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты>» и Алымкуловой Н. на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не значится.
Таким образом, уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора при отсутствии сведений о заключении этого договора, само по себе, не свидетельствует о наличии у Алынкуловой Н. правовых основания для легального нахождения на территории Российской Федерации.
Кроме того, по сообщению ГУ МВД России по Самарской области с заявлением об оформлении разрешения на временное проживание, вида на жительство, Алымкулова Н. в установленном законом порядке не обращалась.
Данных, свидетельствующих об обращении Алымкуловой Н. по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, а равно данных объективно препятствующих ей исполнить требования миграционного законодательства Российской Федерации либо легализовать свое пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, в материалах дела не содержится, с жалобой не представлено.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела наличие устойчивых семейных связей, совместного проживания и ведения общего хозяйства Алымкуловой Н. с гражданами Российской Федерации или гражданами, имеющими вид на жительство на территории Российской Федерации не установлено и объективно ничем не подтверждено, соответствующих доказательств материалы дела не содержат, как и не содержат сведений о наличии у Алымкуловой Н. в собственности недвижимого имущества на территории Российской Федерации. Не представлено таких доказательств и при подаче и рассмотрении настоящей жалобы.
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что Алымкулова Н. в браке не состоит, не работает, но имеет доход около 40.000 рублей в месяц, проживает по адресу: <адрес> (л.д.5). Эти же сведения продублированы в её объяснениях (л.д.7) и копии отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (л.д.10 оборот).
Между тем, возможный легальный доход Алымкуловой Н. на территории Российской Федерации официально ничем не подтвержден, а при её извещении телеграммой по указанному адресу поступил ответ, что адресат неизвестен, условный адрес не зарегистрирован.
Российская Федерация - правовое государство, и в ней иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с ее гражданами (часть3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Законность проживания мигранта на территории принимающей стороны позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания. В то же время осуществление трудовой деятельности в теневой сфере, без уплаты налогов в бюджет принимающей стороны, свидетельствует о неуважении мигрантом законодательства страны пребывания. Такое поведение мигранта бесспорно оказывает негативное воздействие на национальную экономику и влечет неполучение бюджетной системой Российской Федерации соответствующих обязательных платежей.
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации, гарантировано лишь тем, кто законно на ней находится (часть 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации).
Как отмечено выше, законных оснований для пребывания Алымкуловой Н. в Российской Федерации по истечении срока пребывания с 03.04.2024, не имелось, а сведения о получении ею дохода в размере 40.000 рублей в месяц, являются голословным и не имеют какого-либо подтверждения.
Учитывая представленные сведения, суд не усматривает обстоятельств, изложенных в части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих прийти к выводу, что административное выдворение Алымкуловой Н. за пределы Российской Федерации будет являться чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и окажется несоразмерным целям административного наказания.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к Алымкуловой Н. такой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках судопроизводства по делу об административном правонарушении, не нарушает её право на уважение частной и семейной жизни, соответствует целям административной ответственности, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ведет к чрезмерному ограничению его конституционных прав и свобод.
Оснований для смягчения назначенного Алымкуловой Н. наказания, в том числе по доводам жалобы не имеется. Назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Оснований для исключения назначенного Алымкуловой Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не усматриваю.
Довод о том, что ранее на территории Российской Федерации Алымкулова Н. не привлекалась к уголовной или административной ответственности, не может служить основанием к отмене или изменению состоявшегося судебного постановления.
Предыдущее правопослушное поведение не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное и налоговое законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, объективных оснований признать совершенное Алымкуловой Н. административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление Красноярского районного суда Самарской области от 19.04.2024, которым гражданка Кыргыской Республики Алымкулова Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу защитника – адвоката Торопова А.А., действующего в интересах Алымкуловой Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии со статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья К.А.Нехаев