РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2019 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием помощника прокурора Кайкеновой С.Г., при секретаре Ибрагимовой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних к МБОУ «<данные изъяты> СОШ», администрации МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия в части не оборудования въезда на территорию СОШ системой видеонаблюдения, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в обоснование которого указал, что в результате проведения проверки соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания и обучения, установлено, что въезд на территорию МБОУ «<данные изъяты> СОШ», не оборудован системами видеонаблюдения. По результатам проверки прокуратурой района в адрес ответчиков было внесено представление об устранении нарушений законодательства, которые до настоящего времени не устранены. В соответствии с Уставом МБОУ «<данные изъяты> СОШ», образовательное учреждение является некоммерческой организации, по своей организационно правовой форме относится к бюджетным учреждениям. Учредителем школы является МО «Приволжский район» Астраханской области. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО «Приволжский район». Отсутствие в образовательном и дошкольном учреждениях системы видеонаблюдения, контроля и управления доступом способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних. В связи с этим прокурор просил суд обязать ответчиков устранить нарушения в части не оборудования въезда на территорию СОШ системой видеонаблюдения.
Участвующая в деле помощник прокурора Кайкенова С.Г. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске и уточнении к нему.
Представитель ответчика – директор МБОУ «<данные изъяты> СОШ» Егоров В.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель администрации МО «Приволжский район» Астраханской области Туганова А.А. судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, мотивируя тем, что расходами, подлежащими финансовому обеспечению за счет средств местных бюджетов, являются расходы на обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Обеспечение системой видеонаблюдения в полномочия администрации района не входит.
Представители третьих лиц Министерства образования и науки Астраханской области, Министерства финансов Астраханской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, возражений не представили.
Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Статьёй 43 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на образование.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Как указано в ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Исходя из п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании п. 4 ст. 5 Закона Астраханской области от 14.10.2013 № 51/2013-ОЗ (ред. от 12.09.2018) «Об образовании в Астраханской области» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), к полномочиям Правительства Астраханской области в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 6 настоящей статьи.
В соответствии с Методикой распределения между муниципальными образованиями Астраханской области субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, являющейся Приложением 15.3 к Закону Астраханской области от 05.12.2005 № 74/2005-ОЗ (ред. от 24.12.2018) «О межбюджетных отношениях в Астраханской области», субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе расходы на использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для образовательного процесса, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий, оплату коммунальных услуг). Перечисление субвенций осуществляет министерство образования и науки Астраханской области в соответствии с утверждённой сводной бюджетной росписью (абзацы 1 и 2).
Постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2018 № 49-П «О Порядке расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» утверждён Порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, где определяются: порядок расходования средств бюджета Астраханской области, выделенных бюджетам муниципальных образований Астраханской области в виде субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (п. 1); главный распорядитель субвенций – министерство образования и науки Астраханской области (п. 2); получатели субвенций – муниципальные районы (городские округа) Астраханской области (п. 3).
Согласно п. 6 данного Порядка, перечисление субвенций осуществляет министерство в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству законом Астраханской области о бюджете Астраханской области, на основании заключённого после официального опубликования закона Астраханской области о бюджете Астраханской области, но не позднее начала очередного финансового года, соглашения о расходовании субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
Судом установлено, что прокуратурой Приволжского района Астраханской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания и обучения, установлено, что въезд на территорию МБОУ «<данные изъяты> СОШ», не оборудован системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видео фиксацию с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) распознавания.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района директору МБОУ «<данные изъяты> СОШ» направлено представление, с требованием принять необходимые меры к устранению причин нарушения законодательства об образовании, принять меры по устранению нарушений, их причин и условий.
Однако до настоящего времени требования прокурора, изложенные в представлении, не исполнены, нарушения не устранены, о чем свидетельствует ответ МБОУ «<данные изъяты> СОШ» о результатах рассмотрения представления прокурора.
Таким образом, указанные нарушения способствуют несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности обучающихся лиц, пребывающих в учреждении.
Как установлено в судебном заседании, МБОУ «<данные изъяты> СОШ» является бюджетной некоммерческой организацией, учредителем которой выступает администрация МО «Приволжский район» Астраханской области.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (ч. 2). Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ч. 3). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (абз. 1 ч. 6). Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных п. 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (абз. 3 ч. 6). Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений (п. 3 ч. 7).
Таким образом, обязанность по соблюдению положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лежит как на МБОУ «<данные изъяты> СОШ», так и администрацию МО «<адрес>» Астраханской области.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних являются законными, обоснованными, как следствие, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних к МБОУ «<данные изъяты> СОШ», администрации МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия в части не оборудования въезда на территорию СОШ системой видеонаблюдения, обязании устранить нарушения, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области произвести финансирование расходов МБОУ «<данные изъяты> СОШ» на оборудование въезда на территорию МБОУ «<данные изъяты> СОШ» системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видео фиксацию с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) распознавания.
Обязать МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» приобрести необходимое оборудование въезда на территорию МБОУ «<данные изъяты> СОШ» системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видео фиксацию с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) распознавания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ Н.В. Мернов