Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при помощнике Булацкой В.П.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-98/2024 по административному исковому заявлению Шевченко И.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административного истца по доверенности Ренард М.А.,
У с т а н о в и л :
Шевченко И.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, = Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в них под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером №
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником указанного объекта недвижимости. Согласно акту осмотра, составленному кадастровым инженером ООО «Кадастрово-риэлтерский центр «СПЕКТР», 16 % помещений в нем используются под торговые помещения. Включение помещения в Перечни считает необоснованным, влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая права и законные интересы.
Представитель административного иска Ренард М.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что 8 августа 2023 года по заявлению административного истца проведен осмотр нежилого помещения, которым установлено более 20 % от общей площади здания использование под офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания.
Привлеченная судом к участию в деле заинтересованного лица - Администрация г.о. Самара не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в Перечень на 2021 год под пунктом №, в Перечень на 2022 год - под пунктом №, в Перечень на 2023 год - под пунктом №
Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что в собственности Шевченко И.В. находится нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 3377,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН назначение помещения - нежилое, наименование - нежилое помещение.
Из представленного административным истцом технического паспорта по состоянию на 28 июля 2010 года, выполненного Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», в помещении по адресу: <адрес>, расположены на 1 этаже: мастерские, склад, теплоцентры, бытовые помещения, санузлы, коридоры, торговый зал ( площадью 23,9 кв.м), кабинеты, подсобное, умывальная, комната охраны, холл; на 2 этаже: лестничная клетка, офисные помещения ( 65,5 кв.м, 51,7 кв.м, 47,1 кв.м, 34,5 кв.м., 76,2 кв.м, 42,6 кв.м, 54,9 кв.м, 213,3 кв.м, 11,4 кв.м, 8,9 кв.м, 16,8 кв.м), коридор, санузлы; на 3 этаже: помещение, теплоцентр, санузлы, коридор, подсобное помещение; лестница; на 4 этаже: кабинеты, лестница, коридоры, помещение, подсобное помещение, санузлы.
В порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр по Самарской области поступил в суд аналогичный технический план здания по состоянию на 28 июля 2020 года.
Исходя из данных технической документации торговый объект и офисные помещения составляют 646,8 кв.м. ( 19,14 % от общей площади помещения).
Помещения с названием «кабинеты» не тождественны наименованию «офисы», помещения с названием «мастерские» не могут быть отнесены к объектам бытового обслуживания, остальные помещения носят вспомогательный или подсобный характер.
Нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером № площадью 3500, 4 кв.м. ( наименование: каротажное депо).
Здание собственника не имеет, технический паспорт на здание в ЕГРН отсутствует.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования « под нежилыми помещениями».
Административным ответчиком не производился осмотр нежилого помещения на предмет его фактического использования на дату утверждения оспариваемых Перечней.
Суду представлен акт осмотра помещения с кадастровым номером №, выполненный 8 августа 2023 года ГБУ СО ЦРР, из которого следует, что в помещении расположены офисы общей площадью 858,3 кв.м, приемное помещение ( 88 кв.м), салон красоты ( 325,3 кв.м), массажный кабинет ( 7,2 кв.м), торговый объект ( 644,2 кв.м), мастерская (10,2 кв.м), автосервис ( 321 кв.м), пункт выдачи заказов маркетплейса Озон ( 25,3 кв.м), склад ( 37,1 кв.м), склад магазина( 235,2 кв.м), склад автосервиса( 16,8 кв.м), склад пункта выдачи заказов маркетплейса Озон( 7,7 кв.м.), кладовая( 6,1 кв.м), касса ( 5,2 кв.м), комната охраны ( 8,2 кв.м), комната отдыха, комната приема пищи ( 97,1 кв.м), помещение для игры в настольный теннис ( 29,6 кв.м), помещение для размещения мебели( 41,9 кв.м), раздевалка ( 15,7 кв.м), санузел (49,1 кв.м), техническое помещение (50,7 кв.м), серверная ( 18,2 кв.м), пустое помещение ( 69,9 кв.м), тамбур (436,1 кв.м).
Однако, указанный акт осмотра принят после утверждения оспариваемых Перечней на 2021-2023 годы, поэтому он не может быть принят во внимание при рассмотрении данного административного дела.
В выписке из ЕГРН содержатся сведения о передаче нежилого помещения в аренду ООО «Агроторг».
Исходя из представленного суду договора аренды, заключенного с ООО «Агроторг» 15 августа 2026 года, в аренду ООО «Агроторг» передано помещение площадью 380 кв.м для розничной торговли продовольственными, непродовольственными и иными товарами, в том числе алкогольной продукции, площадь переданного в аренду ООО «Агроторг» помещения составляет 11,24 % от общей площади помещения.
Административным истцом представлен договор аренды нежилого помещения, заключенный 10.09.2021 года с ООО «Улыбка-Самара» на передачу в аренду 169,1 кв.м для организации розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров, использования под склад и продовольственных и непродовольственных групп товаров; договор аренды, заключенный с Сорокотяга В.А. 28 июля 2022 года о передаче под офис помещения площадью 36,4 кв.м.
1.04.2023 года заключен договор аренды помещения площадью 36,4 кв.м с ООО «Русские медные трубы» под офис.
Под офисы переданы в аренду 01.11.2023 года Клементьевой И.С. помещение площадью 40,1 кв.м; 2 октября 2023 Шульгину А.Д. передано помещение площадью 22,49 кв.м; 1 октября 2023 года в аренду Золотухиной Е.В. передано помещение 17,16 кв.м; 22 сентября 2023 года в аренду Гнатюк Е.А. передано помещение 31,37 кв.м; 18 октября 2023 передано в аренду ИП Малову В.В. помещение площадью 28,82 кв.м; 18 июля 2023 года в аренду Романченко Е.А. передано помещение площадью 29,49 кв.м; 10 июля 2023 года передано в аренду ИП Пшеничникову А.С. 13,7 кв.м, 2 ноября 2023 года в аренду Дубошиной А.И. передано помещение 24,1 кв.м; 30 июля 2023 года в аренду передано Сигаевой Ю.Н. 16,8 кв.м.; 19.05.2023 года Кузнецовой А.С. передано в аренду 18,15 кв.м.
Между тем, из буквального толкования положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, договоры аренды помещений здания, в отсутствие надлежащим образом оформленного и полученного в установленном порядке документа, подтверждающего реальное использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не являются допустимыми доказательствами фактического использования здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Вид фактического использования зданий ( строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с устанавливаемым порядком определения вида фактического использования здания(строение, сооружения) и помещений (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации(, поэтому сами по себе договоры аренды в отсутствие определенного в установленном порядке вида фактического использования и составленного в установленном порядке акта обследования не могут выступать в качестве самостоятельных сведений об обстоятельствах, на основании которых суд может установить фактическое использование зданий ( строений, сооружений) и помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и ( или) объектов бытового обслуживания; указанные договоры аренды наряду с другими сведениями могут быть положены только в обоснование вывода, сделанного по результатам обследования в целях определения вида фактического использования, но в отсутствие такого обследования и составленного по его результатам акта только лишь на основании данных договоров вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определен быть не может.
Указанная позиция отражена в Апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 №5-АПА19-32.
В связи с тем, что акт осмотра нежилого помещения от 8 августа 2023 года не может быть принят во внимание при рассмотрении Перечней на 2021-2023 годы в связи с его составлением после даты утверждения Перечней, договоры аренды без акта осмотра на даты утверждения Перечней также не могут быть приняты во внимание.
Акт осмотра, составленный 27 марта 2023 года ООО Кадастрово-риэлторский центр «СПЕКТР», не может быть принят в качестве допустимого доказательства, поскольку выполнен лицом, не уполномоченным на составление такого акта и проведение осмотра.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░18 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 2014, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 2233, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2023 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 8 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № 2077, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.