Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3638/2023 ~ М-2528/2023 от 19.06.2023

Дело № 2-3638(2023)

59RS0005-01-2023-003088-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2023 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Вегелиной Л.Р.,

с участием прокурора Ярыш А.А.,

с участием представителя истца по доверенности Куклиной О.И., представителя ответчика по доверенности Степанова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования город Пермь в лице Администрации г.Перми к Степановой Алевтине Петровне о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение, прекращении права собственности, признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении, признании права собственности, по встречному иску Степановой Алевтины Петровны к Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации г.Перми о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение,

установил:

Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми обратилось в суд с иском к Степановой А.П. о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение, прекращении права собственности, признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении, признании права собственности за муниципальным образованием, указав в обосновании иска, что ответчику на праве собственности принадлежит 1-комнатная квартира площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес>.

Также собственникам жилых помещений в доме по <адрес>, 18 г.Перми принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым площадью 1342,00 кв.м.

На основании заключения межведомственной комиссии от 22.10.2015 , статьи 32 Жилищного кодекса РФ начальником управления жилищных отношений администрации города Перми издано распоряжение от 15.01.2016 (в ред. от 19.05.2021 ; от 18.03.2022 «O признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» которым:

многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу,

собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в течение 1 месяца с даты получения уведомления.

Учитывая, что в указанный срок данные действия совершены не были, были изданы:

распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 28.07.2022 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу», которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым площадью 1342 кв.м. по <адрес> г.Перми,

распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 12.08.2022 «Об изъятии жилых помещений по <адрес> города Перми», которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд 1-комнатной квартиры № 2А площадью 26,6 кв.м.

На основании ч. 7 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

Согласно отчету об оценке от 25.11.2022 , выполненному частнопрактикующим оценщиком ФИО7 рыночная стоимость 1-комнатной квартиры площадью 26.6 кв.м. по адресу: <адрес> с учетом доли в праве на общедомовое имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при расселении ветхого и аварийного жилья составляет 2 327 300 рублей, в том числе: рыночная стоимость квартиры – 2 153 700 рублей, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 173 600 рублей.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ -ст, выполненной Пермской торгово-промышленной палатой, размер убытков составляет 83 329 рублей 50 копеек.

Таким образом, размер возмещения за 1-комнатную квартиру площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес> определен в сумме 2410629 рублей 50 копеек и включает в себя рыночную стоимость изымаемого жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственникам жилого помещения его изъятием (включая расходы, связанные с изменением места жительства, временным пользованием иным жилым помещением, переездом, поиском иного жилого помещения, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду).

Собственник отказался от заключения договора изъятия жилого помещения, в связи с чем администрация города Перми вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением.

Истец просит взыскать с администрации города Перми в пользу Степановой А.П. возмещение в сумме 2410629 рублей 50 копеек за 1-комнатную квартиру площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес>, а также за долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым площадью 1342 кв.м. по <адрес> г. Перми. Прекратить право собственности Степановой Алевтины Петровны на 1-комнатную квартиру площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес>, а также на долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым площадью 1342 кв.м. по <адрес> г. Перми. Признать Степанову Алевтину Петровну утратившей право пользования 1-комнатной квартирой площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес>, указав в решении суда, что оно является основанием для снятия указанного лица с регистрационного учета по указанному адресу. Выселить Степанову Алевтину Петровну из 1-комнатной квартиры площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения. Признать право собственности за Муниципальным образованием г.Пермь на 1-комнатную квартиру площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес>, а также на долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым площадью 1342 кв.м. по <адрес> г. Перми.

Ответчик обратилась в суд со встречным исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования г.Пермь суммы выкупа за 1-комнатную квартиру площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес>, а также за долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым площадью 1342 кв.м. по <адрес> г.Перми в размере 2 728 400 рублей на основании оценки жилого помещения, произведенного ООО «Оценка-Консалтинг», а также о предоставлении права пользования жилым помещением после получения возмещения за жилое помещение на срок до шести месяцев.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, настаивала на доводах иска.

Ответчик Степанова А.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в судебное заседание своего представителя по доверенности.

Представитель ответчика по доверенности настаивал на доводах встречного искового заявления.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд считает, что исковые требования муниципального образования подлежат удовлетворению частично, встречное исковое заявление подлежит удовлетворению в силу следующего:

В судебном заседании установлено, что квартира по адресу <адрес> находится в собственности Степановой Алевтины Петровны, право собственности в ЕГРН зарегистрировано 30.12.2017г., что подтверждается выпиской от 28.06.2023г.(л.д.85-87).

ДД.ММ.ГГГГ заключением Межведомственной комиссии многоквартирный <адрес> г.Перми признан аварийным и подлежащим сносу.

Начальником управления жилищных отношений администрации города Перми издано распоряжение от 15.01.2016 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ «O признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» которым:

многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу,

собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в течение 1 месяца с даты получения уведомления,

отделу расселения жилищного фонда предписано принять меры по отселению граждан в срок до 01.09.2025г. (л.д.23,24,28).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 28.07.2022 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу», предусмотрено изъятие для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым площадью 1342 кв.м. по <адрес>.

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 12.08.2022 «Об изъятии жилых помещений по <адрес> города Перми», предусмотрено изъятие для муниципальных нужд 1-комнатной квартиры № 2А площадью 26,6 кв.м.

В силу ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).

В случае если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи (часть 11).

Как следует из материалов дела, в данном конкретном случае Соглашение между собственниками и органом местного самоуправления о выкупе жилого помещения не заключено, вместе с тем имеются основания для выкупа жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен ч.7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. В выкупную цену включается рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Стороной истца в обосновании требований представлен суду отчет об оценке от 25.11.2022 , выполненному частнопрактикующим оценщиком ФИО7, согласно которому рыночная стоимость 1-комнатной квартиры площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес> с учетом доли в праве на общедомовое имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при расселении ветхого и аварийного жилья составляет 2327300 рублей, в том числе: рыночная стоимость квартиры – 2 153 700 рублей, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 173 600 рублей. Также суду представлена справка от 04.04.2022 -ст, выполненной Пермской торгово-промышленной палатой, согласно которой размер убытков составляет 83 329 рублей 50 копеек.

Стороной ответчика представлен отчет об оценке от 22.09.2023г., выполненный ООО «Оценка-Консалтинг», согласно которому рыночная стоимость 1-комнатной квартиры площадью 26,6 кв.м. по адресу: <адрес> с учетом доли в праве на общедомовое имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт на дату первой приватизации жилого помещения в жилом доме проиндексированной на дату оценки, с учетом убытков собственников, возникающих при изъятии жилого помещения на дату оценки, составляет 2 728 400 рублей, в том числе: рыночная стоимость квартиры – 2 430 300 рублей, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 227000 рублей, убытки собственников, возникающие при изъятии жилого помещения – 70 900 рублей.

Спора при определении величины выкупной стоимости объекта оценки между сторонами не возникло, представитель истца в ходе судебного заседания ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не поддержала, не возражала против принятия судом отчета об оценке , выполненного ООО «Оценка-Консалтинг».

Суд полагает, что оснований не согласиться с отчетом об оценке , выполненным ООО «Оценка-Консалтинг» в части определения выкупной цены жилого помещения по <адрес>, убытков, причиненных собственнику его изъятием, и стоимости компенсации за непроизведенный капитальный ремонт не имеется, так как отчет не содержит в себе каких-либо неясностей и противоречий, соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также положениям гражданско-процессуального законодательства и может быть принято в качестве относимого и допустимого доказательства, подтверждающего размер возмещения за жилое помещение.

Отчет об оценке от 22.09.2023г. рыночной стоимости объекта оценки – <адрес> в г.Перми является наиболее достоверным на момент рассмотрения дела, поскольку отчет от 25.11.2022 утратил свою актуальность.

Относительно взыскания суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт суд исходит из следующего.

Согласно правовой позиции, выраженной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в разделе II Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

В соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012, статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Как следует из правовой позиции, изложенной в пунктах 4, 4.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2019 г. N 577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации» законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части).

Исходя из этого Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.

Как следует из части 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (т.е. на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

При установлении соответствующего правового регулирования федеральный законодатель исходил, прежде всего, из того, что с момента приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, относящемся к государственному или муниципальному жилищному фонду, происходит преобразование отношений собственности - этот дом (здание в целом) утрачивает статус объекта, находящегося исключительно в государственной или муниципальной собственности, а в отношении общего имущества такого многоквартирного дома, в том числе общих нежилых помещений, несущих конструкций дома, сетей и систем инженерно-технического обеспечения, возникает общая долевая собственность, участниками которой становятся соответствующее публично-правовое образование и гражданин, приватизировавший жилое помещение (пункт 4 статьи 244 и пункт 1 статьи 290 ГК Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1,2 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных ч. 1 ст. 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Согласно ч.1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Учитывая вышеуказанные нормативные положения и правовую позицию по ним, следует принимать во внимание, что после приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, относящегося к муниципальному жилищному фонду, публично-правовое образование несет бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно его доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, т.е. перестает единолично нести бремя содержания такого многоквартирного дома в целом, включая единоличную обязанность по проведению капитального ремонта. После приватизации первого жилого помещения обязательство по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения. При этом объем капитального ремонта, производимого в целях исполнения обязательств бывшего наймодателя ограничен работами указанными в ст. 166 ЖК РФ.

Соответственно, по данному делу следовало установить, нуждался ли многоквартирный дом по <адрес>, 1937 года постройки в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации квартиры в указанном доме (14.02.1994 года), а также объемы работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 18.07.2023 года -кр (л.д. 130-131) по состоянию на 16.12.1999 года величина физического износа многоквартирного дома по <адрес> составила 67%, дом был включен в Региональную программу с выполнением работ по капитальному ремонту на период 2014-2017 года. В связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, дом был исключен из Региональной программы.

Суду не представлено сведений о том, что капитальный ремонт многоквартирного дома проводился до даты первой приватизации квартиры, при этом из отчета об оценке следует, что жилой дом по адресу <адрес> в проведении капитального ремонта на дату первой приватизации квартиры 14.02.1994г. в проведении капитального ремонта нуждался и не был проведен наймодателем.

Согласно указанного отчета в расчет величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт включены работы по фундаменту, крыше, кровле, внутренние санитарно-технические и электрические устройства. Расчет произведен на дату первой приватизации с индексацией на дату оценки, что составило 227 000 рублей.

Таким образом, с администрации г.Перми следует взыскать в пользу Степановой А.П. возмещение в порядке ст. 32 ЖК РФ за жилое помещение общей площадью 26,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый ), включая соразмерную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием и компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в размере 2 728 400 рублей.

В удовлетворении требований о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 2 410 629 рублей 50 копеек Муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г.Перми следует отказать.

Как разъяснено в пп. Л п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Поскольку решением суда, с администрации г.Перми взыскано возмещение за указанное выше жилое помещение, то следует прекратить право собственности Степановой А.П. на жилое помещение общей площадью 26,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый ), а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> города Перми и признать за муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на жилое помещение общей площадью 26,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый ), а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> города Перми.

Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:….

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

Согласно ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Поскольку право собственности Степановой А.П. на спорное жилое помещение перешло к муниципальному образованию г.Пермь и иных предусмотренных законом оснований для сохранения за собственниками права пользования квартирой не имеется, то Степанова А.П. в связи с выплатой ей возмещения за изымаемое жилое помещение подлежит признанию утратившей право пользования жилым помещением – однокомнатной квартирой общей площадью 26,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Решение суда вступившее в законную силу будет являться основанием для снятия Степановой А.П. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Согласно п. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Согласно выписке из ЕГРН от 28.06.2023г. (л.д.84) в собственности Степановой А.П. имеется только жилое помещение по адресу <адрес>.

Из пояснений представителя ответчика Степановой А.П. и адресной справке следует, что ответчик проживает и зарегистрирована в спорном жилом помещении, иного жилого помещения не имеет.

Суд учитывая изложенное и исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, считает возможным сохранить право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> за Степановой Алевтиной Петровной после предоставления возмещения сроком на три месяца. В остальной части требований Степановой А.П. следует отказать.

Степанова А.П. подлежит выселению из указанного жилого помещения, т.е. освобождению жилого помещения от принадлежащего собственнику имущества без предоставления другого жилого помещения после выплаты ей возмещения за изымаемое жилое помещение и истечения срока на который было сохранено право пользования жилым помещением.

Решение суда, вступившее в законную силу является основанием для:

- внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности Степановой Алевтиной Петровной на жилое помещение общей площадью 26,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> в Мотовилихинском районе города Перми;

- внесения в ЕГРН записи о регистрации за Муниципальным образованием «город Пермь» права собственности на жилое помещение общей площадью 26,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а также на соответствующую долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым под многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> в Мотовилихинском районе города Перми.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 32 ░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 26,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░░░░░░░ ), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 2 728 400 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 26,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░░░░░░░ ), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 26,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░░░░░░░ ), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 26,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 26,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2 410 629,50 ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 26,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░:

- ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 26,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░;

- ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 26,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:

2-3638/2023 ~ М-2528/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мотовилихинского района г.Перми
Муниципальное образование город Пермь в лице администрации г.Перми
Ответчики
Степанова Алевтина Петровна
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Вязовская Марина Евгеньевна
Дело на сайте суда
motovil--perm.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.08.2023Предварительное судебное заседание
06.09.2023Предварительное судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2024Дело оформлено
30.07.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее