УИД (номер обезличен)RS0(номер обезличен)-81 Производство (номер обезличен)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 г. (адрес обезличен)
Заводской районный суд (адрес обезличен) в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указал, что (дата обезличена) обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако решением от (дата обезличена) ответчик отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием права, поскольку документально подтвержденный трудовой книжкой период работы в колхозе «России» с (дата обезличена) по (дата обезличена), в ТОО «Россия» с (дата обезличена) по (дата обезличена), располагавшихся в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области составил 7 лет 1 месяц, ввиду чего разъяснено право на назначении пенсии с уменьшением возраста на 2 года по достижении возраста 58 лет.
Вместе с тем, истец ссылался, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) осуществлял трудовую деятельность в созданном им крестьянско-фермерском хозяйстве, также располагавшемся в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области. В указанный период истец проживал в д. Становое Орловского района Орловской области.
Полагая отказ ответчика незаконным, истец просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 3 года, назначив пенсию с момента возникновения права на нее, то есть по достижении возраста 57 лет – с (дата обезличена).
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель – адвокат ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ФИО4 исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от (дата обезличена) № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от (дата обезличена) (номер обезличен)), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на (дата обезличена), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от (дата обезличена) № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на (дата обезличена), в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по (дата обезличена), независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от (дата обезличена) № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до (дата обезличена) применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-р; с (дата обезличена) – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен); с (дата обезличена) – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен).
Исходя из вышеуказанных Перечней населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – (адрес обезличен) Орловского района Орловской области относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена), а населенный пункт – д. Становое Орловского района Орловской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по настоящее время.
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ФИО1 (дата обезличена) обратился в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако решением ответчика (номер обезличен) от (дата обезличена) в установлении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом ФИО1 было отказано в связи с отсутствием права.
Принятое решение об отказе ФИО1 в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года мотивировано тем, что документально подтверждённый трудовой книжкой период работы в колхозе «России» с (дата обезличена) по (дата обезличена), в ТОО «Россия» с (дата обезличена) по (дата обезличена), располагавшихся в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области составил 7 лет 1 месяц, ввиду чего разъяснено право на назначении пенсии с уменьшением возраста на 2 года по достижении возраста 58 лет.
Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, ФИО1 ссылался на то, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) осуществлял трудовую деятельность в созданном им крестьянско-фермерском хозяйстве, также располагавшемся в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области. В указанный период истец проживал в д. Становое Орловского района Орловской области.
Согласно данным паспорта, ФИО1, (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по настоящее время зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен), 3-я Курская, (адрес обезличен).
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что с (дата обезличена) по (дата обезличена) он осуществлял трудовую деятельность в крестьянском хозяйстве «ФИО1».
Согласно постановлению администрации Орловского района Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен), в собственность за ФИО1 закреплен в собственность земельный участок площадью 7,8 га (пашня 6,5 га), выделенный ему ТОО «Россия» в качестве земельного пая, для организации ведения крестьянского хозяйства. Также ФИО1 утвержден главой крестьянского хозяйства и данное хозяйство зарегистрировано по адресу: Орловский район, Становолодезьский сельский совет.
В соответствии со справкой Большекуликовского территорального управления администрации Орловского муниципального округа (номер обезличен)с от (дата обезличена) следует, что ТОО «Россия» находилось на территории (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, а согласно справке (номер обезличен)с от (дата обезличена), крестьянское хозяйство ФИО1 находилось в д. Становое Орловского района Орловской области.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги по д. Становое Орловского района Орловской области за 1997-2001 гг. истец ФИО1 являлся главой крестьянского хозяйства и проживал на территории указанного населенного пункта.
Кроме этого, допрошенные в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6 и ФИО7 подтвердили, что ФИО1 в период с 1993 по 1998 гг. осуществлял трудовую деятельность в образованном им крестьянском хозяйстве, земли которого ранее входили в состав ТОО «Россия», а также проживал в указанный период в д. Становое Орловского района Орловской области.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они объективно согласуются с письменными материалами дела, свидетели зарегистрированы ранее истца в указанном населенном пункте.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.
Таким образом, совокупность перечисленных доказательств свидетельствует о том, что истец ФИО1 имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию с учетом неоспариваемого пенсионный органом периода в общей сложности на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что ФИО1 в указанный период проживал и работал на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от (дата обезличена) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом признания за ФИО1, (дата обезличена) года рождения, права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принимая во внимание, что в пенсионный орган истец обратился (дата обезличена), то обязанность по выплате пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» у ответчика возникает с (дата обезличена), поскольку страховая пенсия назначается во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 3 (три) года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии ФИО1 с (дата обезличена).
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд (адрес обезличен) в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено (дата обезличена)
Судья В.С. Агибалов