Дело № 2-162/2024
УИД: 44RS0014-01-2024-000189-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Островское 22 апреля 2024 года.
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Белоглазова В.С.,
с участием прокурора Островского района Краснова А.В.,
при секретаре Мазиной И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Островская районная больница» в течение полугода с момента вступления в законную силу судебного решения устранить нарушения законодательства в сфере противопожарной безопасности путем приведения пожарного водопровода в эксплуатационное состояние, а также приведение в эксплуатационное состояние пожарной сигнализации, путем замены последней либо обеспечения ежегодного проведения испытаний (установок автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы пожаротушения и дымоудаления) до ее замены в установленном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Островского района Костромской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Островская районная больница» в течение полугода с момента вступления в законную силу судебного решения устранить нарушения законодательства в сфере противопожарной безопасности путем приведения пожарного водопровода в эксплуатационное состояние, а также приведение в эксплуатационное состояние пожарной сигнализации, путем замены последней либо обеспечения ежегодного проведения испытаний (установок автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы пожаротушения и дымоудаления) до ее замены в установленном порядке.
Мотивировав заявленные требования тем, что в ходе проверки, проведенной в декабре 2023 в деятельности ОГБУЗ «Островская районная больница» выявлены следующие нарушения требований Закона №123-Ф3 и ППР: в нарушение п. 54 ППР система автоматической пожарной сигнализации на объекте эксплуатируется сверх срока службы; в нарушение п. 50 ППР внутренний пожарный водопровод находится в неисправном состоянии. С целью устранения выявленных нарушений, главному врачу ОГБУЗ «Островская районная больница» 27.12.2023 внесено представление, которое рассмотрено. В рамках осуществления контроля за устранением нарушений, заместителем прокурора Островского района Ворониным Р.А. совместно с представителем ТО НД и ПР Судиславского и Островского районов 08.02.2024 проведена проверка соблюдения ОГБУЗ «Островская районная больница» указанного законодательства в ходе которой установлено, что нарушения противопожарного законодательства, указанные в представлении от 27.12.2023, не устранены.
26.03.2024 г. прокурор Островского района Костромской области уточнил исковые требования, дополнив требованием обязать Департамент здравоохранения Костромской области как главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование для устранения ОГБУЗ «Островская РБ» нарушений законодательства в сфере противопожарной безопасности.
Определением судьи от 08.04.2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент Финансов Костромской области.
В судебном заседании прокурор Островского района Краснов А.В. от исковых требований обязать Департамент здравоохранения Костромской области как главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование для устранения ОГБУЗ «Островская РБ» нарушений законодательства в сфере противопожарной безопасности отказался. Отказ от иска в этой части принят судом. Остальные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Островская РБ» Житков А.В. против удовлетворения требований не возражал. Суду пояснил, что срока для устранения нарушений заявленного прокурором недостаточно, поскольку в ОГБУЗ «Островская РБ» отсутствует финансирование, имеется кредиторская задолженность.
Представитель департамента здравоохранения Костромской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель департамента Финансов Костромской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без участия представителя.
Заслушав участников судебного заседания, рассмотрев материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Островского района по поручению прокуратуры Костромской области проведена проверка исполнения противопожарного законодательства о противодействии терроризму в деятельности ОГБУЗ «Островская РБ», в ходе которой выявлены нарушения.
При оказании медицинской помощи ОГБУЗ «Островская РБ» являющимся учреждением с круглосуточным пребыванием людей допускаются отдельные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, противодействию терроризма.
В ходе проверки, проведенной в декабре 2023 в деятельности ОГБУЗ «Островская районная больница» выявлены следующие нарушения требований Закона №123-Ф3 и ППР: в нарушение п. 54 ППР система автоматической пожарной сигнализации на объекте эксплуатируется сверх срока службы; в нарушение п. 50 ППР внутренний пожарный водопровод находится в неисправном состоянии. С целью устранения выявленных нарушений, главному врачу ОГБУЗ «Островская районная больница» 27.12.2023 внесено представление, которое рассмотрено. В рамках осуществления контроля за устранением нарушений, заместителем прокурора Островского района Ворониным Р.А. совместно с представителем ТО НД и ПР Судиславского и Островского районов 08.02.2024 проведена проверка соблюдения ОГБУЗ «Островская районная больница» указанного законодательства в ходе которой установлено, что нарушения противопожарного законодательства, указанные в представлении от 27.12.2023, не устранены.
Согласно информации начальника ТО НД и ПР (Судиславского и Островского районов) от 16.02.2024 г. следует, что заключением специалиста установлено, что выявлены нарушения в области пожарной безопасности в ОГБУЗ «Островская РБ»: система автоматической пожарной сигнализации на объекте эксплуатируется сверх срока службы, что является нарушением п.54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479. На объект внутренний пожарный водопровод находится в неисправном состоянии, что является нарушением п.50 ППР в РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно - пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия.
В соответствии со ст. 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны, в числе прочего, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-Ф3).
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР).
Пункт 50 ППР закрепляет, что Руководитель организации обеспечивает исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В силу п. 54 ППР Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Отсутствие денежных средств не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Заявленный прокурором срок для устранения выявленных нарушений отвечает требованиям разумности.
Каких-либо доказательств отсутствия возможности исполнения ответчиком возложенной на него обязанности в установленный срок, не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Островская районная больница» в течение полугода с момента вступления в законную силу судебного решения устранить нарушения законодательства в сфере противопожарной безопасности путем приведения пожарного водопровода в эксплуатационное состояние, а также приведение в эксплуатационное состояние пожарной сигнализации, путем замены последней либо обеспечения ежегодного проведения испытаний (установок автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы пожаротушения и дымоудаления) до ее замены в установленном порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.С.Белоглазов