Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-11526/2023 ~ М-10683/2023 от 25.09.2023

50RS0-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    22 ноября 2023 года                      <адрес>

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Шкаленковой М.В., при секретаре Усановой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова И. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в трудовой стаж, признании права на досрочное назначение пенсии, взыскании судебных расходов,

установил:

Истец просит суд признать незаконным решение ОСФР по <адрес> и Московской области от ДД.ММ.ГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в отношении истца, включить в страховой стаж при установлении страховой пенсии по старости периоды его работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ООО «Элания», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ООО «Юникс», обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ, взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГ он обратился Филиал ОСФР по <адрес> и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ДД.ММ.ГГ ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа 42 года на ДД.ММ.ГГ. С указанным решением истец не согласен, считает что, период его работы с работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ООО «Элания», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ООО «Юникс» не включены в трудовой стаж незаконно.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик своего представителя в суд не направил, письменных возражений не представил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГ -Ф3, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГ

Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Переходными положениями, закрепленными ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение, как страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Необходимая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента определяются на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Из материалов дела, что истец (62 года на дату обращения) ДД.ММ.ГГ обратился Филиал ОСФР по <адрес> и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ.

Решением ДД.ММ.ГГ ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа 42 года на ДД.ММ.ГГ.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ под страховым стажем, с учетом которого определяется право на страховую пенсию и ее размер является суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж

Из решения усматривается, что в страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ не включены период работы: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ООО «Элания», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ООО «Юникс».

В силу положений части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из представленной в материалах дела копии трудовой книжки усматривается, что в период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец работал в ООО «Элания» на должности оператора печатного оборудования, а в период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец работал в ООО «Юникс» на должности оператора печатного оборудования.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Федеральный закон внесены изменения.

Законом о страховых пенсиях предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 400-ФЗ, страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу п. 1 ст. 11 Закона N 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (далее правила) в страховой стаж включаются (засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, периоды иной деятельности (иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как указал Конституционный Суд РФ, в частности в Постановлении от ДД.ММ.ГГ N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал..." неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.

Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованы и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от ДД.ММ.ГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГ N 19-П и др.).

Законодатель, предусмотрев субсидиарную ответственность государства по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, не конкретизировал условия и порядок наступления такой ответственности, которые с учетом особенностей отношений в сфере обязательного пенсионного страхования обеспечивали бы реальную защиту права застрахованных лиц (работников) на трудовую пенсию в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как не установил и иных гарантий (механизмов), обеспечивающих реализацию ими пенсионных прав в указанных случаях. Возможность же для страховщика - государственного учреждения в таких случаях не исполнять свое обязательство перед застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору, по предоставлению им страхового обеспечения в надлежащем размере умаляет значимость их трудовой деятельности, подрывает доверие граждан к закону и авторитет государственной власти, ставит под сомнение наличие приобретенных пенсионных прав, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства.

Страховой стаж Соколова И.В. бесспорно зачтенный филиалом ОСФР по <адрес> и Московской области составляет 39 лет 08 месяцев 24 дня.

Таким образом, анализируя совокупность представленных по делу доказательств, в том числе принимая во внимание представленную в материалы дела трудовую книжку истца, суд приходит к выводу, что периоды работы с 10.01.2003г. по 25.10.2004г. в ООО «Элания», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ООО «Юникс» подлежат учёту и включению в подсчёт трудового стажа, при установлении страховой пенсии по старости, то время, как неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает истца права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону.

Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Поскольку продолжительность страхового стажа истца превышает требуемые 42 года, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ответчика назначить Соколова И. В. страховую пенсию по старости начиная с ДД.ММ.ГГ.

На основании изложенного в соответствии со ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования Соколова И. В. удовлетворить.

    Признать незаконным решение филиала Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Московской области от ДД.ММ.ГГ.

    Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Московской области включить в страховой стаж Соколова И. В. (данные паспорта 4607 470714) периоды работы в ООО «Элания» в должности оператора печатного оборудования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в ООО «Юникс» в должности оператора печатного оборудования с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

    Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Московской области назначить Соколову И. В. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

    Судья                М.В. Шкаленкова

Мотивированное решение

изготовлено 29.12.2023г.

2-11526/2023 ~ М-10683/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов Иван Владимирович
Ответчики
ОСФР по Москве и Мос обл
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Шкаленкова Марина Васильевна
Дело на сайте суда
luberetzy--mo.sudrf.ru
25.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.10.2023Предварительное судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее