УИД 78RS0006-01-2021-000339-95
Дело № 2-1966/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 13 мая 2021 года
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе судьи Пушкиной М.Б., при секретаре Аббасовой П.Ф.,
С участием истца, Дроздова А.И., представителя ответчика, Балабанова В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроздова Александра Игоревича к Межрайонной ИФНС России № 19 по Санкт-Петербургу о признании приказа незаконным
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику с требованием об отмене дисциплинарного взыскания в виде замечания, примененного приказом от 28.12.2020г., полагая его незаконным и необоснованным, примененного с нарушением действующего законодательства (л.д. 6-8).
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Представитель ответчика против иска возражал, полагал примененное наказание законным и обоснованным, представлял письменные позиции по делу (л.д. 120-129 и др.).
Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения участников судебного процесса, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено: 07.06.2012г. истец принят на работу в МИФНС специалистом 1 разряда (л.д. 38), одновременно с ним заключен служебный контракт (л.д. 39-42). 15.11.2019г. истец назначен на должность федеральной государственной гражданской службы РФ – главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля в МИФНС № 19 по Санкт-Петербургу (приказ л.д. 43). 15.11.2019г. с истцом заключено дополнительное соглашение № 12 к служебному контракту от 07.06.2012г. (л.д. 44-47). 15.11.2019г. истец ознакомлен с должностным регламентом (л.д. 65-73). На основании докладной записки от 29.09.2019г. заместителя начальника отдела кадров и безопасности МИФНС, Лязева С.П., оформленной по факту поступления служебной записки сотрудника МИФНС, Шкуратовой А.А., в отношении истца инициирована проверка соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ от 25.12.2008г. № 272-ФЗ (л.д. 57-58).
Ранее докладная записка была оформлена сотрудниками МИФНС по факту обращения к ним истца (03.07.2020г.) по вопросу выставления его матери, Дроздовой К.Х., являющейся ИП (л.д. 156-160), налогового требования (л.д. 59,60,61,62). По утверждению ответчика, информация о возможном конфликте интересов поступила в отдел кадров и безопасности инспекции 06.07.2020г., в связи с подачей докладной записки на имя начальника инспекции сотрудником Мальгиной Т.О.
30.09.2020г. начальником МИФНС, на основании докладной записки от 29.09.2020г., издан приказ о проведении проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей установленных ФЗ от 25.12.2008г. № 272-ФЗ Дроздовым А.И. (л.д. 63).
30.09.2020г. истцу вручено уведомление о проведении проверки (л.д. 64).
07.10.2020г. истцу вручена служебная записка о необходимости дать объяснения по факту обращения 03.07.2020г. к сотрудникам МИФНС (л.д. 74). 14.10.2020г. истец предоставил объяснения (л.д. 84).
30.11.2020г., по итогам проверки, заместителем начальника МИФНС оформлен доклад, которым предложено проверку завершить, материал проверки направить в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (л.д. 91-95).
22.12.2020г. оформлен протокол № 6 заседания комиссии (л.д. 103-106, 152-155).
28.12.2020г. к истцу за нарушение п. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, не сообщение представителю нанимателя о своей заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, не принятие мер по предотвращению такого конфликта, применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (приказ № 23-03-2\499 л.д. 102).
30.12.2020г. приказ вручен истцу.
Судом также установлено, что в период с 06.07.2020г. по 26.07.2020г. истец находился в отпуске, с 31.08.2020г. по 14.09.2020г. был нетрудоспособен.
Выписка из протокола комиссии была направлена истцу 30.12.2020г. (л.д. 144).
Оснований для предоставления истцу копий всех материалов проверки работодателя не имеется.
Статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. № 2 N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Согласно разъяснениям, данным судам в пункте 53 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (пункт 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Таким образом, из содержания указанных норм права и разъяснений Верховного Суда РФ в их системной взаимосвязи следует, что под незаконностью применения дисциплинарного взыскания понимается, либо отсутствие законного основания для его применения (отсутствие факта совершения дисциплинарного проступка), либо несоблюдение работодателем установленного законом порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение условий трудового договора, должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника.
Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям. Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.
При этом право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2).
Согласно статье 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 15 вышеуказанного Федерального закона гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Согласно части 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объект и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно положениям ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", действие которого распространяется на должностные обязанности, служебную деятельность и ответственность истца, служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.
За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии (ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Статьей 59.3 указанного Закона, регулирующей порядок применения взысканий именно за коррупционные правонарушения, предусмотрено, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения (ч. 1 и 3). Общие положения о порядке применения дисциплинарного взыскания в отношении гражданского служащего содержатся в ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", частью 4 которой предусмотрено, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Согласно части 6 той же статьи копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Аналогичные нормы содержатся в частях третьей и шестой ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном случае суд принимает во внимание сроки проведения проверки, установленные ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", т.к. эта статья устанавливает специальные сроки проверки вменяемого истцу дисциплинарного проступка и привлечения к ответственности в случае установления факта проступка.
Судом установлено, что сведения о проступке предоставлены руководству истца 06.07.2020г.. Дисциплинарное взыскание, после проведения проверки, оформления доклада по ее результатам, проведения комиссии по урегулированию конфликтов интересов, применено 28.12.2020г., приказ вручен истцу 30.12.2020г.
Выводы проверки о совершении истцом виновных действий в интересах матери, являющейся ИП и состоящей на учете в МИФНС № 19 по состоянию на июль 2020 года, возникновении в связи с этим конфликта интересов, не урегулирования истцом данного конфликта, что является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности по ч. 1 ст. 59.1 ФЗ № 79-ФЗ, основаны на установленных фактических обстоятельствах, опросе сотрудников МИФНС, истцом не опровергнуты.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 25 сентября 2014 года N 1858-О, от 28 июня 2018 года N 1480-О и от 25 апреля 2019 года N 1076-О, от 25 июня 2019 года N 1730-О, правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, осуществляется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Закрепляя в указанном Федеральном законе обязанность государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 12 части 1 статьи 15), закрепляя ответственность государственного гражданского служащего за несоблюдение им ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (статьи 59.1 и 59.2), законодатель предусмотрел использование понятия "конфликт интересов", определенного частью 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции".
При этом статьей 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закреплен порядок применения взысканий именно за коррупционные правонарушения. В силу данной статьи и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"; Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065, при принятии решения о привлечении государственного гражданского служащего к ответственности на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений устанавливается, является ли выявленное правонарушение основанием для привлечения к ответственности; при применении взыскания учитываются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 59.3; наказание возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1 статьи 59.3).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Аналогичные нормы, которыми устанавливаются обязанности государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта закреплены пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 650 в соответствии с Законом о противодействии коррупции утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и должности, указанные в пунктах 3 - 6 настоящего Положения, обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При этом в соответствии с законом, основанием для осуществления проверки работодателем является достаточная информация, представленная в письменном виде правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Поскольку каких-либо заявлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов истцом на имя руководителя инспекции не подавались, какие-либо меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не принимались, а достаточная информация о личной заинтересованности истца, указывающая на конфликт интересов в МИФНС поступила от сотрудников инспекции 06.07.2020г., срок привлечения к дисциплинарной ответственности истца со стороны ответчика соблюден.
В ходе рассмотрения дела судом установлены и проверены сроки и законные основания проведения служебной проверки, надлежащее закрепление результатов проверки, законность привлечения истца к дисциплинарному взысканию.
Дисциплинарное взыскание применено к истцу с учетом положений ст.ст. 59, 59.1, 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, наказание соответствует тяжести нарушения (применено наименее суровое взыскание с учетом должностных обязанностей истца, проверки зоны его полномочий и ответственности и т.д.), в связи с чем взыскание законно и не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 19 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 23-03-2\499 ░░ 28.12.2020░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░