Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1020/2023 ~ М-629/2023 от 24.03.2023

УИД 79RS0002-01-2023-000979-43

Дело № 2-1020/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 25 апреля 2023 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Белоусовой И.А.,

при секретаре Видяковой Т.В.,

с участием:

представителя истца Грига Е.А.,

представителя ответчика Цыбукеевой А.Е.,


рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску прокуратуры города Биробиджана в интересах Пивень Надежды Александровны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании расходов, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура города Биробиджана обратилась в суд с исковым заявлением в интересах Пивень Надежды Александровны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании расходов, компенсации морального вреда указав, что Пивень Н.А. имеет установленный диагноз «<данные изъяты>», в связи с чем, на основании соответствующих рекомендация врача имеет право на получение льготных лекарственных препаратов. В рамках проведенных прокуратурой города надзорных мероприятий установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на имя Пивень Н.А. рецептурных бланков, находящихся на отсроченном обслуживании, не имеется. Вместе с тем, в рамках осуществленного анализа реестра рецептурных бланков, выписанных на имя Пивень Н.А., выявлено, что ряд рецептурных бланков обслужены в нарушение регламентированного законом срока, а именно: рецептурный бланк от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «<данные изъяты>» - дата обращения в аптеку - 23.12.2022, дата обслуживания рецептурного бланка - 25.01.2023; рецептурный бланк от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «<данные изъяты>» - дата обращения в аптеку - 23.12.2022, дата обслуживания рецептурного бланка-10.02.2023; рецептурный бланк от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «<данные изъяты>» - дата обращения в аптечную организацию - 26.01.2023, фактически не обслужен. Кроме того, установлено, что в связи с длительным обслуживанием рецептурных бланков, Пивень Н.А. самостоятельно приобретались указанные лекарственные препараты на общую сумму 2 109, 5 рублей.

Просят суд взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Пивень Надежды Александровны денежные средства за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты в размере 2 109, 5 рублей; взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Пивень Надежды Александровны компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В судебное заседание истец Пивень Н.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Согласно поступившему от нее заявлению, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца помощник - прокурора города Биробиджана Грига Е.А. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что лекарственные препараты, выписываемые истцу, выданы ей несвоевременно, в связи с чем, истец была вынуждена приобретать лекарственные препараты за свой счет. Так истцу 21.12.2022 выписаны лекарственные препараты «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>». Истец получила данные лекарственные препараты только 25.01.2023 и 10.02.2023 соответственно. Препарат «<данные изъяты>», выписанный ей 25.01.2023, она получила только 24.03.2023. Учитывая тяжесть заболевания и необходимость своевременного приема лекарственных препаратов, истец приобрела 27.12.2022 препараты « «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», а 25.01.2023 приобрела «<данные изъяты>». За указанные препараты ею оплачено 2 109,5 рублей.

Также пояснила, что в связи с несвоевременным обеспечением истца указанными лекарственными препаратами, истец испытывала нравственные страдания: переживала за свое здоровье, испытывала тревожность, была вынуждена тратить собственные средства на лекарственные препараты.

В судебном заседании представитель ответчика Цыбукеева А. Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что материальный истец могла получить лекарственные препараты «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» ранее, чем получила, поскольку ей звонили сотрудники аптеки 24.12.2022, т.е на следующий день после предъявления рецептов, но истец за лекарственными препаратами не явилась и они были отданы другим пациентам. Также пояснила, сто согласно данным программы «еФарма», с рецептом на препарат «<данные изъяты>» обратилась 24.03.2023 и в этот же день препарат был ей отпущен.

Считает, что денежные средства, потраченные истцом на приобретение лекарственных препаратов не подлежат взысканию, поскольку будет двойное взыскание, т. к. истец обеспечена препаратами по рецептам. Отсутствуют основания для взыскания морального вреда.

В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требования относительно предмета спора - правительства ЕАО, ОГБУЗ «Областная больница», ГП ЕАО «Фармация», ОГБУЗ «Психиатрическая больница» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, опросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав представляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

В судебном заседании установлено, что Пивень Н.А. является <данные изъяты>.

Из материалов дела также следует, что Пивень Н.А. наблюдается в ОГБУЗ «Областная больница» с диагнозом «<данные изъяты>».

Кроме того, Пивен Н.А. наблюдается в ОГБУЗ «Психиатрическая больница, где ей выставлен диагноз «<данные изъяты>».

Медицинскими учреждениями Пивен Н.А. выписаны рецепты на получение льготных препаратов: от 21.12.2022 на лекарственный препарат «<данные изъяты>»; от 21.12.2022 на лекарственный препарат «<данные изъяты>»; от 25.01.2023 на лекарственный препарат «<данные изъяты>».

На момент рассмотрения дела, указанные рецептурные бланки обслужены: «<данные изъяты>» выдан 25.01.2023, «<данные изъяты>» выдан 10.02.2023 и «<данные изъяты>» выдан 24.03.2023.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», лекарственные препараты «аллопуринол», «аторвастатин» и «мемантин» входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии с п. 13 ст. 1-3 Закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-0З «Об организации охраны здоровья населения Еврейской автономной области» меры социальной поддержки, предоставляемые отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения входят в полномочия управления здравоохранения.

Согласно п. 2.1.14 «Положения об управлении здравоохранении правительства области», утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп данное управление осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктами 2.1 и 2.2 постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» управление здравоохранения правительства ЕАО обязано организовывать размещение заказа на оказание услуг по хранению и отпуску лекарственным препаратом и (или) изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком, а также организовать размещение заказа на поставку лекарственным препаратом и изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком.

Постановлением правительства ЕАО от 24.05.2018 № 184-пп утвержден порядок организации обеспечения лекарственным препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания в Еврейской автономной области.

В соответствии с п. 11 Порядка льготного обеспечения лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, аптечные организации в обязательном порядке осуществляют ежедневный учет и обмен информацией с управлением здравоохранения правительства ЕАО об отпущенных рецептах и рецептах, принятых на отсроченное обеспечение.

Потребность в лекарственных препаратов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по льготным рецептам, формируется департаментом здравоохранения правительства ЕАО на основании заявок, поданных учреждениями здравоохранения.

При этом организация обеспечения лекарственными средствами препаратов на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, непосредственное обеспечение – на ГП ЕАО «Фармация».

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что рецепт от 21.12.2022 на лекарственный препарат «<данные изъяты>», представленный истцом в аптечную организацию 23.12.2022 обслужен только 25.01.2023; рецепт от 21.12.2022 на лекарственный препарат «<данные изъяты>», предъявленный в аптечную организацию 23.12.2022, обслужен только 10.02.2023; рецепт от 25.01.2023 на лекарственный препарат «<данные изъяты>», предъявленный в аптечную организацию 26.01.2023 (о чем имеется отметка на памятке пациенту, представленной суду), обслужен только 24.03.2023.

В судебном заседании также установлено, что 27.12.2023 истцом приобретены лекарственные препараты «<данные изъяты> и «<данные изъяты>», общей стоимостью 430 рублей; а 25.01.2023 приобретен лекарственный препарат «<данные изъяты>» на сумму 1 679,50 рублей (согласно товарным чекам).

Таким образом, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении истца исполнил ненадлежащим образом.

В судебном заседании департамент здравоохранения правительства ЕАО не представил доказательств того, что во исполнение возложенных на него функций, контролировал закупку, отпуск необходимых лекарственным препаратом и медицинских изделий в срок по отсроченным рецептам, и предпринял все возможные меры для своевременного обеспечения материального истца, лекарственным препаратом по вышеуказанным рецептам.

Доводы представителя ответчика о том, что истцу работникам аптечной организации сделаны звонки 24.12.2022 с целью приглашения ее для получения лекарственных препаратов «<данные изъяты>» по рецепту от 21.12.2022 и <данные изъяты>» по рецепту от 21.12.2022,не свидетельствуют о своевременности обслуживания указанных выше рецептов, поскольку как следует из представленных документов, данные препараты выданы истцу только в январе и феврале 2023. Более того, сведения о том, какая информация была доведена до истца при обращении к ней сотрудниками аптечной организации, стороной ответчика суду не представлены.

Несвоевременное обеспечение истца лекарственным препаратом, повлекло не только его траты в сумме 2 109,50 рублей, а так же нравственные страдания, обусловленные переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых по жизненным показаниям.

Принимая во внимание возраст истца, её диагноз, период, в течение которого она не была обеспечена назначенными ей лекарственными препаратами, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда не соответствует принципу разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с ответчика – департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истца Пивень Н.А. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокуратуры города Биробиджана в интересах Пивень Надежды Александровны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании расходов, компенсации морального вреда - удовлетворить.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН 7900001070 ОГРН 1027900513156) в пользу Пивен Надежды Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) денежные средства за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты в размере 2 109 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей а всего взыскать 2 109 рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.А. Белоусова

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 03.05.2023.

2-1020/2023 ~ М-629/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель прокурора г. Биробиджана ЕАО Карасенко А.С.
Пивень Надежда Александровна
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
Правительство ЕАО
ОГБУЗ "Областная больница"
Фармация ГП ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Белоусова Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
24.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
30.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2023Подготовка дела (собеседование)
12.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2023Дело оформлено
11.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее