Дело № 2-637/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 апреля 2015 года <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Тарасовой Э.Л., при секретаре судебного заседания Степановой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Моргаушского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску администрации Тораевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики к Ивановой ФИО4 о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права собственности муниципального образования Тораевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики на невостребованную земельную долю,
установил:
Администрация Тораевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Ивановой ФИО5 о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права собственности муниципального образования Тораевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики на невостребованную земельную долю из земель СХПК <данные изъяты>, площадью одной земельной доли по <данные изъяты>, в том числе по <данные изъяты>.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков лиц, имеющих право на получение земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях района» собственникам земельных долей СХПК <данные изъяты> <адрес> были выданы свидетельства о праве собственности на земельные доли. В список собственников земельных долей включены № человек. Размер одной земельной доли определен в <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> пашни. После ликвидации в ДД.ММ.ГГГГ деятельности СХПК <данные изъяты> путем банкротства основная часть собственников земельных долей своими долями не распорядилась.
Согласно п.3 ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Тораевского сельского поселения <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 12.1 Закона. Список в последующем опубликован в районной газете <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, размещен на официальном сайте Тораевского сельского поселения и на информационных щитах на территории сельского поселения.
Лицам, считающим, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, было предложено представить возражения до истечения 3 месяцев со дня опубликования списка.
С целью утверждения указанного списка общим собранием собственников земельных долей, в соответствии с п.5 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Тораевского сельского поселения в газете <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ было размещено сообщение о проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов в здании Тораевского сельского дома культуры. Сообщение о проведении собрания было размещено также на официальном сайте поселения в сети Интернет и на информационных щитах на территории сельского поселения. Однако на собрание собственники земельных долей не явились.
В соответствии с п.7 ст.12.1 Федерального закона постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка невостребованных земельных долей» по СХПК <данные изъяты> список был утвержден.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представитель истца администрации Тораевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в суд не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Иванова Ю.Е., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, указала на признание иска в полном объеме, и что последствия признания иска ей понятны.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте, на судебное заседание не явились представители третьих лиц Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (просят рассмотреть дело без их участия), администрации <адрес> Чувашской Республики (просят рассмотреть дело без их участия), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, об уважительности причин неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не просили.
При таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение данного гражданского дела в отсутствие сторон и представителей третьих лиц.
Исследовав имеющиеся в гражданском деле письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» постановлением главы <адрес> администрации от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены списки лиц, имеющих право на получение земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях района. При этом районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству было поручено организовать выдачу свидетельств о праве собственности на земельную долю к ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению № к данному постановлению по СХПК <данные изъяты> имеющими право на получение земельной доли являются № человек, размер одной земельной доли определен в <данные изъяты>.
В список граждан, имеющих право на получение в собственность земельной доли в СХПК <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, среди других лиц включена и Иванова ФИО6, при этом площадь ее земельной доли составляет <данные изъяты>, в том числе пашни <данные изъяты>, с кадастровой оценкой <данные изъяты>, что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной МБУ «Муниципальный архив <адрес> Чувашской Республики».
В силу статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.
Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, (ст.18 Федерального закона).
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Так, собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 6.3 Закона Чувашской Республики от 01 июня 2004 года №11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» (в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики) условиями (критериями) надлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются: использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием способами; воспроизводство плодородия почв, в том числе сохранение и (или) увеличение содержания гумуса в почве, недопущение повышения степени кислотности почв, сохранение и (или) увеличение в почве азота, подвижного фосфора и обменного калия; соблюдение фитосанитарных норм при производстве сельскохозяйственной продукции; выполнение иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Таким образом, в соответствии с законодательством на собственников земельных долей возложена обязанность использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.
Согласно статье 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (п.1 статьи).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.2).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 настоящей статьи (п.3). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п.4).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п.5).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п.6).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п.7).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п.8).
В соответствии с п.2 ст.5 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» к компетенции органов местного самоуправления поселения или городского округа в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения относятся: 1) составление списка лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, предусмотренному п.1 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным п.2 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - список невостребованных земельных долей); 2) представление на утверждение общему собранию участников долевой собственности списка невостребованных земельных долей; 3) утверждение списка невостребованных земельных долей в случае, предусмотренном п.7 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 4) обращение в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на земельные доли, признанные невостребованными в соответствии со ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; 5) иные полномочия в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка опубликовывают в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления, и размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии): сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду или продажи на торгах (конкурсах, аукционах) гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципальных образований, и информацию о проведении указанных торгов (конкурсов, аукционов); информацию о возможности приобретения земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим этот земельный участок в соответствии с п.5.1 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; извещение о месте и порядке ознакомления участников долевой собственности с проектом межевания земельного участка; извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка участниками долевой собственности; список невостребованных земельных долей; сообщения о проведении общего собрания участников долевой собственности; информацию о возможности приобретения земельной доли сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, в соответствии со ст.12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием собственников было опубликовано в газете <адрес> <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью утверждения списка невостребованных земельных долей было принято решение о проведении общего собрания участников долевой собственности ДД.ММ.ГГГГ, о чем было сообщено в средствах массовой информации ДД.ММ.ГГГГ (газета <данные изъяты> №), размещено на официальном сайте в сети «Интернет», на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования. Однако собрание не состоялось ввиду отсутствия кворума, что подтверждается справкой администрации Тораевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №
Поскольку общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не было принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, согласно пункту 7 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ список невостребованных земельных долей СХПК <данные изъяты> <адрес> был утвержден постановлением администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В него включена и земельная доля Ивановой ФИО7.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ №, выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № №, земельный участок сельскохозяйственного назначения, сформированный из невостребованных земельных долей, с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что Иванова Ю.Е. свои права на земельный участок не реализовала, не передала земельную долю в аренду, не распорядилась ею иным образом в течение трех и более лет подряд. В ЕГРП сведения о зарегистрированных правах Ивановой Ю.Е. на земельную долю в составе земельного участка с кадастровым номером №, назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют. Об этом свидетельствуют выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, обращение администрации Тораевского сельского поселения с указанным иском основано на законе и вызвано объективной необходимостью в целях сохранения целевого использования земельных участков.
До обращения в суд администрацией Тораевского сельского поселения полностью была выполнена процедура, установленная статьей 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», потому суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных исковых требований и необходимости признания за муниципальным образованием Тораевское сельское поселение <адрес> Чувашской Республики права собственности на невостребованную земельную долю, собственником которой являлась Иванова Ю.Е.
В соответствии со статьей 15 вышеуказанного федерального закона земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу изложенного собственники земельных долей являются владельцами долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (статья 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд не находит оснований для принятия признания иска ответчиком Ивановой Ю.Е., поскольку она в суд не явилась, судом последствия признания иска ей не разъяснялись.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Признание права собственности за администрацией Тораевского сельского поселения на спорные земельные доли неизменно влечет прекращение права собственности собственника земельной доли, потому суд считает необходимым указать на это в своем решении, как того просит истец. Исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Истец на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делу. На основании части 5 статьи 198 ГПК РФ размер госпошлины по данному делу определяется с учетом заявленных исковых требований о признании права муниципальной собственности на земельный участок, образованный из невостребованных земельных долей, т.е. как с иска имущественного характера, не подлежащего оценке. В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика с местный бюджет согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации Тораевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности Ивановой ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты>, с кадастровой оценкой <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Признать за муниципальным образованием Тораевское сельское поселение <адрес> Чувашской Республики право муниципальной собственности на <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты>, с кадастровой оценкой <данные изъяты>, в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Взыскать с Ивановой ФИО9 в бюджет <адрес> Чувашской Республики государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Моргаушского районного суда
Чувашской Республики Э.Л. Тарасова