Дело № 2-147/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 февраля 2024 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Смоленский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование, что Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления в Путевой машинной станции № 96 структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее - Путевая машинная станция № 96, Станция).
Решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области от 17 ноября 2017 года № 03-05/5377 Путевой машинной станции № 96 согласован Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПIHOOЛP) и утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение Серия СМ-о 04 peг. № 0079, сроком действия на 5 лет (по 16 ноября 2022 года), согласно которым на предприятии в результате его производственно-хозяйственной деятельности образуются шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные, которые в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 242, являются отходами и имеют код отхода 8 41 000 01 53 3 и 8 41 211 12 52 5, соответственно.
В соответствии с п. 2, подп. 19 п. 7, подп. 3 п. 9, подп. 3 п. 11 Положения о Путевой машинной станции № 96, утвержденного начальником Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД» А.И. 30 мая 2019 года, станция в своей деятельности руководствуется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выполняет требования законодательства Российской Федерации в области защиты окружающей среды, обеспечивает в пределах своей компетенции экологическую безопасность, а также предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, как установлено в ходе проверки, Станцией при осуществлении своей производственно-хозяйственной деятельности не соблюдаются требования законодательства при обращении с отходами производства и потребления.
При проверке порядка и условий хранения отработанных деревянных и железобетонных шпал, временно накапливающихся на территории производственно-технической базы Путевой машинной станции № 96, установлено, что образовавшиеся в результате путевых работ по замене верхнего строения пути деревянные железнодорожные шпалы, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные до момента их сдачи на дальнейшую утилизацию, временно накапливаются навалом на открытой площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым № 67:02:0000000:0021, общей площадью 4203029 кв. м, по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, который на основании договора аренды находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка от 15 июня 2005 года № 75 предоставлен в аренду ОАО «Российские железные дороги» на 49 лет. При этом условия хранения отходов производства и потребления не отвечают требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе осмотра места временного накопления деревянных и железобетонных отработанных железнодорожных шпал, установлено, что на территории станции в соответствии с выкопировкой из ПООЛНР и картой-схемой, на неэксплуатируемом рельсовом полотне 92 железнодорожного пути в районе козлового крана, расположена открытая площадка на которой на момент проверки частично уложены в штабель, частично свалены в кучи накапливаются деревянные железнодорожные шпалы, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные в количестве более 100 штук как деревянных так и железобетонных.
При этом, деревянные железнодорожные шпалы имеют многочисленные гнилостные разрушения основания, железобетонные шпалы также имеют различные повреждения основания (переломы, выбоины).
Вышеуказанные отходы хранятся на открытой площадке навалом, под открытым небом, без какой-либо защиты от атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки также не имеет твердого покрытия и ливневой канализации, что, в свою очередь, способствует проникновению естественных атмосферных осадков после их взаимодействия с хранящимися отходами без необходимой очистки на почву и в дальнейшем в грунтовые воды.
Срок действия Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Серия СМ-о 04 peг. № 0079, действовавших на момент проведения проверочных мероприятий и подачи иска истек 16 ноября 2022 года.
Начальником Путевой машинной станции № 96 Е.н. 31 декабря 2022 года, утверждены новые Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР).
Согласно нового НООЛР и карты-схемы расположения мест накопления отходов на территории предприятия на предприятии в результате его производственно-хозяйственной деятельности по переборке старогодной рельсошпальной решетки образуются и хранятся шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные которые в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 242, являются отходами и имеют код отхода 8 41 111 11514 и 8 41 211 12 52 5, соответственно.
Распоряжением Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД» от 15 марта 2023 года № ЦДРП-66/p «О специализации производственных баз путевых и опытных путевых машинных станций - структурных подразделений Центральной дирекции по ремонту пути», подписанная электронной подписью начальником дирекции М.А., Путевая машинная станция № 96 в настоящее время не специализируется на разборке старогодной рельсошпальной решетки на деревянных и железобетонных шпалах и поэтому на станции не образуются отходы производства и потребления в виде отработанных деревянных и железобетонных железнодорожных шпал.
Распоряжение от 15 марта 2023 года № ЦДРП-66/p носит временный характер, и само по себе не исключает возможности складирования на территории предприятия шпал железнодорожных деревянных, пропитанных масляным антисептиком, отработанных и шпал железнодорожных железобетонных отработанных практически неопасных в месте определенном картой-схемой действующего НООЛР, поскольку в ходе разгрузки и сборки в составе новой рельсошпальной решетки железнодорожных железобетонных шпал существует вероятность различных повреждений шпал, влекущих за собой непригодность их использования для сборки и необходимостью их хранения до момента их сдачи специализированным организациям, занимающимся их дальнейшей утилизацией.
Кроме того, изданное распоряжение не может само по себе исключать необходимость и обязанность юридического лица приведения места для хранения отходов в виде деревянных и железобетонных железнодорожных шпал в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Выявленные нарушения являются существенными, поскольку эксплуатация площадки с нарушениями норм санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу здоровье граждан, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, нормы права, с уточнения исковых требований (т. 2 л.д. 38-40), просит суд: обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать на территории производственно-технической базы Путевой машинной станции № 96 структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенной по адресу: Смоленская область, Вяземский район, станция Вязьма-Брянская площадку для хранения отходов IV и V класса опасности - «Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные» и «Шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные» в соответствии с требованиями пунктов 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21, а именно:
- обеспечить защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, накапливаемых насыпью на открытой площадке (укрытие брезентом, оборудование навесом);
- создать на площадке твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка);
- оборудовать открытую площадку ливневой канализацией.
Представитель истца Смоленского транспортного прокурора Самусь А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, в полном объеме по основаниям, изложенным в первоначальном и уточненном исках. Дополнил суду, что шпалы, как IV и V класса опасности до настоящего времени продолжают лежать на необорудованной площадке Станции и временно складироваться до момента их утилизации. Работы по оборудованию площадки для отходов шпал не произведены.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» Тонченко Е.Б. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск (т. 2 л.д. 136-138), пояснила суду, что в настоящее время площадка для хранения отходов имеется, но не оборудована ливневой канализацией и твердым покрытием, поскольку на ней не имеется опасных отходов. Шпалы, находящиеся на площадке, не являются опасными отходами.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Исковое заявление Смоленского транспортного прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Смоленская транспортная прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнение законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Указанный Федеральный закон предоставляет возможность прокурору по своему усмотрению избирать процедуру, в рамках которой должна быть восстановлена законность, обеспечена государственная и общественная безопасность, защищены права и свободы других лиц, а также иные конституционно значимые ценности.
Судом установлено, что 15 июня 2005 года на основании Договора аренды № 75 ОАО «РЖД» предоставлен на 49 лет земельный участок с кадастровым номером № 67:02:0000000:001, общей площадью 4203029 кв. м., по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма (л.д. 61-70).
В соответствии с п. 2, подп. 19 п. 7, подп. 3 п. 9, подп. 3 п. 11 Положения о Путевой машинной станции № 96, утвержденного начальником Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД» А.И. 30 мая 2019 года, станция в своей деятельности руководствуется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выполняет требования законодательства Российской Федерации в области защиты окружающей среды, обеспечивает в пределах своей компетенции экологическую безопасность, а также предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (т. 1 л.д. 72-80).
Приложением № 1 к Распоряжению Центральной дирекции по ремонту путей Путевая машинная станция № 96 (место расположения станция Вязьма-Брянская) включена в производственные базы, специализирующиеся на сборке новой рельсошпальной решетки (т. 1 л.д. 166-167).
Решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области от 17 ноября 2017 года № 03-05/5377, Путевой машинной станции № 96 согласован Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПHOOЛP) и утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение Серия СМ-о 04 peг. № 0079, сроком действия на 5 лет (по 16 ноября 2022 года), согласно которым на предприятии в результате его производственно-хозяйственной деятельности образуются шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные, которые в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 242, являются отходами и имеют код отхода 8 41 000 01 53 3 и 8 41 211 12 52 5, соответственно (т. 1 л.д. 48, 28-47, 49-59, 60).
Картой-схемой мест размещения отходов Путевой машинной станции № 96 графически отображена площадка для хранения деревянных, железнодорожных шпал, отработанных резинотехнических изделий (т. 1 л.д. 47), утверждены лимиты на размещение отходов Путевой машинной станции № 96 (т. 1 л.д. 49-59).
В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 5 мая 2022 года «Об утверждении Инструкции по применению старогодных материалов железнодорожного пути» (т. 2 л.д. 17-37) после демонтажа материалов верхнего строения пути происходит их разборка и определяется годность или не годность полученных материалов к повторному использованию в пути и в целом. Пунктом 3.1.2. вышеуказанной инструкции предусмотрено что, в процессе эксплуатации железнодорожного пути в железобетонных шпалах и переводных брусьях под воздействием поездных нагрузок и климатических факторов происходит развитие различных дефектов вследствие их механического износа. Дефекты и повреждения железобетонных шпал, приведенные в Инструкции по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами, учтены при разработке критериев годности для определения возможности повторного применения старогодных железобетонных шпал. Железобетонные шпалы, негодные для повторной укладки в путь, не сохранившие геометрические параметры могут применяться в подсобно-хозяйственной деятельности структурного подразделения для содержания производственных баз, и для иных целей в соответствии с действующими в ОАО «РЖД» нормативными документами.
Из ответа Путевой машинной станции № 96 в адрес Смоленского транспортного прокурора от 18 мая 2022 года следует, что на территории производственной базы Путевой машинной станции № 96 по состоянию на 19 мая 2022 года находится 14 564 штуки железнодорожных старогодных шпал негодных для ремонта и использования на инфраструктуре, которые передаются согласно заключенных договоров поставки. Количество, находящихся бывших в употреблении деревянных шпал составляет 125 штук (т. 1 л.д. 71).
Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления в Путевой машинной станции № 96 структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «Российские железные дороги» (далее - Путевая машинная станция № 96, Станция) (л.д. 13-14), по итогам которой 19 мая 2022 года составлен Акт проверки (т. 1 л.д. 15-18).
Из Акта проверки от 19 мая 2022 года следует, что в Путевой машинной станции № 96 согласован проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНЛОР) и утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение Серия СМ-о 04 peг. №0079, сроком действия на 5 лет (по 16 ноября 2022 года), согласно которым на предприятии в результате его производственно-хозяйственной деятельности образуются шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные, которые в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 22 мая 2017 года № 242, являются отходами и имеют код отхода 8 41 000 01 51 3 и 8 414 211 12 52 5. Образовавшиеся в результате путевых работ по замене верхнего строения пути железнодорожные шпалы деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные, до момента сдачи их на дальнейшую утилизацию, временно накапливаются навалом на открытой площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № 67:02:0000000:001, общей площадью 4203029 кв. м., по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, который на основании договора аренды от 15 июня 2005 года № 75 представлен в аренду ОАО «РЖД» на 49 лет. В ходе осмотра места временного накопления деревянных и железобетонных отработанных железнодорожных шпал, установлено, что на территории станции в соответствии с выкопировкой из ПНЛООР и картой- схемой, на неэксплуатируемом рельсовом полотне 92 железнодорожного пути в районе козлового крана, расположена открытая площадка, на которой на момент проверки частично уложены в штабель, частично свалены в кучи накапливаются деревянные железнодорожные шпалы, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные в количестве более 100 как деревянных, так и железобетонных. Вышеуказанные отходы хранятся на открытой площадке навалом, под открытым небом, без какой-либо защиты от атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки так же не имеет твердого покрытия и ливневой канализации, что в свою очередь, способствует проникновению естественных атмосферных осадков после их взаимодействия с хранящимися отходами без необходимой очистки на почву и в дальнейшем в грунтовые воды. При этом, деревянные железнодорожные шпалы имеют многочисленные гнилостные разрушения основания, железобетонные шпалы также имеют различные повреждения основания (переломы, выбоины).
Акт проверки от 19 мая 2022 года содержит фототаблицу, подтверждающую складирование шпал в табеля и хаотичный навал шпал на Путевой машинной станции № 96 (т. 1 л.д. 27). Представителем ответчика также представлены фотографии площадки Путевой машинной станции № 96 в зимнее время (дата съемки не указана), на которых также зафиксированы штабеля железнодорожных шпал (т. 2 л.д. 11-16).
Срок действия Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Серия СМ-о 04 peг. № 0079, действовавших на момент проведения проверочных мероприятий и подачи иска истек 16 ноября 2022 года.
Начальником Путевой машинной станции № 96 Е.н. 31 декабря 2022 года, утверждены новые Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР) (т. 1 л.д. 139-254). Согласно нового НООЛР и карты-схемы расположения мест накопления отходов на территории предприятия в результате его производственно-хозяйственной деятельности по переборке старогодной рельсошпальной решетки образуются и хранятся шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные которые в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 242, являются отходами и имеют код отхода 8 41 111 11514 и 8 41 211 12 52 5, соответственно.
Распоряжением Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД» от 15 марта 2023 года № ЦДРП-66/p «О специализации производственных баз путевых и опытных путевых машинных станций - структурных подразделений Центральной дирекции по ремонту пути», подписанная электронной подписью начальником дирекции М.А., Путевая машинная станция № 96 в настоящее время не специализируется на разборке старогодной рельсошпальной решётки на деревянных и железобетонных шпалах и поэтому на станции не образуются отходы производства и потребления в виде отработанных деревянных и железобетонных железнодорожных шпал.
При разрешении заявленных уточненных требований ситца суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. ФЗ «Об охране окружающей среды» действует на всей территории Российской Федерации (ст. 2 указанного Федерального закона).
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе - нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (ст. ст. 21, 24 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в ст. 1 которого определено, что отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с п. 1 ст. 22, п.п. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил являемся обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к временному хранению отходов установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684 - 21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий юродских и сельских поселений, к подлым объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
В соответствии с п.п. 216, 220, 221 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно- защитным зонам;
- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Таким образом, размещение хранение отходов – «шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные» должно осуществляться на открытой площадке, защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров, обустроенной водонепроницаемым, химически стойким покрытием, и которая обеспечивает сбор ливневых вод.
Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что размещение и хранение отработанных шпал IV и V класса опасности до настоящего времени осуществляется на открытой необорудованной ливневой канализацией площадке на территории Путевой машинной станции № 96 Вяземской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «Российские железные дороги», не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров, не обустроенной водонепроницаемым покрытием.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком не исполнены требования экологического законодательства в части размещения отходов IV и V класса опасности, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При этом, учитывая, что для оборудования площадки для временного хранения шпал в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684 - 21 требуется время, суд полагает возможным установить ответчику срок для выполнения работ в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу
Принимая во внимание изложенное, суд возлагает на ответчика ОАО «Российские железные дороги» обязанность в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории производственно-технической базы Путевой машинной станции № 96 структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенной по адресу: Смоленская область, Вяземский район, станция Вязьма-Брянская площадку для хранения отходов IV и V класса опасности - «Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные» и «Шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные» в соответствии с требованиями п.п. 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21, обеспечив защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, накапливаемых насыпью на открытой площадке (укрытие брезентом, оборудование навесом); создать на площадке твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка); оборудовать открытую площадку ливневой канализацией.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смоленского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории производственно-технической базы Путевой машинной станции № 96 структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенной по адресу: Смоленская область, Вяземский район, станция Вязьма-Брянская площадку для хранения отходов IV и V класса опасности - «Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные» и «Шпалы железнодорожные железобетонные отработанные практически неопасные» в соответствии с требованиями пунктов 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21, а именно:
- обеспечить защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, накапливаемых насыпью на открытой площадке (укрытие брезентом, оборудование навесом);
- создать на площадке твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка);
- оборудовать открытую площадку ливневой канализацией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Перегонцева
Вынесена резолютивная часть решения 09.02.2024
Изготовлено мотивированное решение 16.02.2024
Решение вступает в законную силу 19.03.2024