Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2024
Полный текст решения изготовлен 22.07.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Таксимо 22 июля 2024 года
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Будаевой В.М., при секретаре Свириденко А.А., с участием помощника прокурора Муйского района РБ Бадмаева Д.Ю., представителя администрации МО «Муйский район» Федоровой Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-168/2024 по иску прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Муйский район» об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муйского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Муйский район» (МО «Муйский район») о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями действующего законодательства детскую игровую и спортивную площадки по адресу: <адрес>, а именно установить на игровой и спортивной площадках информационные таблички (доски); нанести маркировку на тренажеры; разработать график проведения ежегодного основного осмотра в срок до ДД.ММ.ГГГГ, который мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при содержании детской игровой и спортивной площадок, расположенных на <адрес>. Требования к техническому состоянию детских игровых и спортивных площадок регламентированы национальными стандартами РФ, соответствующими правилами благоустройства. Однако, установлено, что вопреки установленным требованиям на детской игровой и спортивной площадках отсутствует информационное обеспечение безопасности (информационный стенд, информационные таблички или доски), что свидетельствуют об отсутствии со стороны органа местного самоуправления технического обслуживания и контроля за техническим состоянием оборудования детской игровой площадки и спортивной площадки в нарушение ФИО5 52301-2013 (не проводятся ежегодный основной осмотр, регулярный детальный осмотр, дефекты оборудования своевременно не устраняются).
22 июля 2024 г. в суд поступило заявление прокурора района об уточнении исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ в части срока исполнения решения суда. Просит обязать администрацию муниципального образования «Муйский район» исполнить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Бадмаев Д.Ю. исковые требования поддержал, привел доводы аналогичные иску.
Представитель ответчика – администрации МО «Муйский район» - Федорова Я.Ю., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения иска.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) благоустройство территории поселения - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с пунктами 17, 19, 20, 34 части 1 статьи 14 Закона №131- ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального района услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района; создание условий для массового отдыха жителей муниципального района и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном районе.
В силу статьи 9 Федерального закона от 04.12.2007 №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в РФ» одним из принципов в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относятся в том числе развитие школьного спорта и массового спорта; популяризация физической культуры спорта среди различных групп населения.
Статьей 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (далее - Закон №124-ФЗ) установлено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно статье 6 Закона №124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
Требования к техническому состоянию детских игровых и спортивных площадок регламентированы национальными стандартами РФ, соответствующими правилами благоустройства.
Так, в силу пункта 4.3.1 ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 №1148-ст (далее - ГОСТ Р 52169-2012), оборудование и элементы оборудования должны: соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты; соответствовать возрастной группе детей, для которой они предназначены; быть такими, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка и он мог его предвидеть; обеспечивать доступ взрослых для помощи детям внутри оборудования; не допускать скопления воды на их поверхностях и обеспечивать свободный сток и просыхание.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой Муйского района Республики Бурятия проверки установлено, что в нарушении требований закона на детской игровой и спортивной площадках по адресу: <адрес> отсутствует информационное обеспечение безопасности (информационный стенд, информационные таблички или доски).
Однако, обязанность по благоустройство территории поселения, организации досуга и обеспечения жителей муниципального района услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района; создание условий для массового отдыха жителей муниципального района и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в силу закона возложена на администрацию МО «Муйский район» как исполнительный орган местного самоуправления, однако ответчиком не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детской и спортивных площадок в связи с чем имеются правовые основания для удовлетворения иска прокурора, поскольку несоблюдение ответчиком возложенных на него законом вышеприведенной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Муйский район» (ИНН 0313001732) об обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Муйский район» в срок до 1 марта 2025 года установить на детской игровой и спортивной площадках по адресу: <адрес> информационные таблички (доски), нанести маркировку на тренажеры, разработать график проведения ежегодного основного осмотра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Будаева В.М.