№
Дело № 12-6/2024
Р Е Ш Е Н И Е
31 января 2024 года пгт Красногвардейское
Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым Проскурня С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора <адрес> Республики Крым на постановление административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Казакову Андрею Ивановичу административного наказания по делу № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Казаков А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», и ему назначено административное наказание в виде штрафа.
К административной ответственности Казаков А.И. был привлечен за нарушение правил благоустройства муниципального образования Янтарненское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденных решением Янтарненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
На вышеуказанное постановление административной комиссии ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> Республики Крым принесен протест, в котором поставлен вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания Казакову А.И. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В протесте прокурора указано о том, что Казаков А.И. незаконно был привлечен к административной ответственности за нарушение правил благоустройства, установленных органом местного самоуправления, так как в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, подтверждающие факт превышения высоты травостоя, который должен был скосить Казаков А.И. Также в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что Казаков А.И. является собственником жилого дома и земельного участка, который граничит с прилегающей территорией, которую необходимо было обкосить. Кроме того, в правилах благоустройства отсутствуют сведения об установлении минимальной и максимальной площади прилегающей территории, а также не установлены границы прилегающей территории.
Протест прокурора также содержит ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Терещенко Е.В. доводы протеста прокурора поддержал. В связи с тем, что материалы дела об административном правонарушении в отношении Казакова А.И. из административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым в прокуратуру <адрес> поступили ДД.ММ.ГГГГ, после чего была проведена проверка по обращению Казакова А.И., просил восстановить срок обжалования, постановление административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Казакову А.И. административного наказания, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях Казакова А.И. состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым, главный специалист юридического отдела, ответственный секретарь административной комиссии ФИО4 в удовлетворении протеста прокурора просила отказать, постановление административной комиссии оставить без изменения.
В судебное заседание Казаков А.И., извещенный о месте и времени рассмотрения протеста прокурора, не явился.
Принимая во внимание, что в деле имеются данные об извещении Казакова А.И. о месте и времени рассмотрения протеста прокурора, не заявлявшего ходатайства об отложении судебного заседания, а также то, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Выслушав прокурора, пояснения ответственного секретаря административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым ФИО4, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
В силу положений части 1 статьи 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
Из имеющихся в деле документов следует, что копия постановления административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ была вручена Казакову А.И. ДД.ММ.ГГГГ, после чего он ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о несогласии с принятым в отношении него административной комиссией решением. На требование заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № о предоставлении информации, копии материалов дела об административном правонарушении в отношении Казакова А.И. по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» административной комиссией муниципального образования <адрес> Республики Крым были направлены прокурору ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> по обращению Казакова А.И. была проведена проверка, по результатам которой на вышеуказанное постановление административной комиссии был принесен протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, поступивший в Красногвардейский районный суд Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, срок на обжалование постановления административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № подлежит восстановлению.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Закон Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Конституцией Республики Крым устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также определяет органы и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в редакции Законов Республики Крым от 30.10.2017 N 424-ЗРК/2017, от 01.07.2019 N 619-ЗРК/2019 наступает за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3.18 настоящего Закона, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
На основании пункта 10.2 Правил благоустройства муниципального образования Янтарненское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденных решением Янтарненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны:
- поддерживать в исправном техническом и эстетическом состоянии жилые дома, ограждения и другие постройки;
- иметь на домах номерные знаки, указатели с обозначением наименования улиц, а также на крайних по улице домах - указатели с обозначением наименования улиц и переулков (аншлагов);
- своевременно производить обрезку веток деревьев и других зеленых насаждений по периметру границ земельного участка;
- при наличии на территории индивидуальных домов или придомовой территории собственных контейнеров для вывоза ТКО, контейнеры должны содержаться в исправном состоянии с крышкой; своевременно производить окраску контейнера (рекомендованный цвет - зеленый) и замену пришедшего в негодность контейнера на новый;
- не допускать складирования и хранения вне дворовой части угля, дров, крупногабаритного мусора;
- не устанавливать ограждения прилегающей территории за пределами красных линий;
- осуществлять покос травы во дворах и на прилегающих территориях при высоте достигшего травостоя свыше 15 см, до уровня 3-4 см.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1 и 24.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Казаков А.И. привлечен к административной ответственности за нарушение пункта 10.2 Правил благоустройства муниципального образования Янтарненское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденных решением Янтарненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившееся в том, что на прилегающей территории Казаковым А.И. по адресу: <адрес>, не скошена трава, при высоте достигшего травостоя свыше 15 см, до уровня 3-4 см.
Постановлением административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Казаков А.И. подвергнут административному наказанию по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>» в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Казаков А.И. является собственником земельного участка площадью 1786 +/- 15 кв.м с расположенным на нем жилым домом общей площадью 90,9 кв.м, находящихся по адресу: <адрес>.
Закон Республики Крым от 5 марта 2019 года N 574-ЗРК/2019 «О порядке определения правилами благоустройства территорий муниципальных образований в <адрес> границ прилегающих территорий» устанавливает порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> границ прилегающих территорий.
Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным вышеуказанным Законом.
Границы прилегающей территории - местоположение прилегающей территории, установленное посредством определения координат характерных точек ее границ (статья 2).
Положениями статьи 3 Закона Республики Крым от 5 марта 2019 года N 574-ЗРК/2019 «О порядке определения правилами благоустройства территорий муниципальных образований в <адрес> границ прилегающих территорий» установлено, что границы прилегающих территорий определяются в соответствии с настоящим Законом в случае, если правилами благоустройства предусмотрено участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
Правилами благоустройства устанавливается максимальная и минимальная площадь прилегающей территории.
Границы прилегающей территории отображаются на схеме границ прилегающей территории на кадастровом плане территории. В схеме границ прилегающей территории также указываются кадастровый номер и адрес здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого установлены границы прилегающей территории, площадь прилегающей территории, условный номер прилегающей территории.
Правилами благоустройства муниципального образования Янтарненское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденных решением Янтарненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, максимальная и минимальная площадь прилегающей территории не установлена.
Границы прилегающей территории не определены.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств подготовки схемы границ прилегающей территории, ее утверждения представительным органом муниципального образования в составе правил благоустройства в соответствии с требованиями статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании представленных и имеющихся в деле доказательств, в том числе, протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заведующим сектором по вопросам муниципальных услуг, имущества, землеустройства и юридическим вопросам администрации Янтарненского сельского поселения <адрес> ФИО5, письменных объяснений свидетелей ФИО6 и ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, административной комиссией муниципального образования <адрес> Республики Крым был сделан вывод о том, что в действиях Казакова А.И., нарушившего правила благоустройства, установленные органом местного самоуправления, которые были выявлены ДД.ММ.ГГГГ, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>».
С указанным выводом суд согласиться не может.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу положений статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве дополнительной гарантии прав участников производства по делам об административных правонарушениях обязательное указание в итоговом процессуальном решении по делу об административном правонарушении, в том числе обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
В силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Отсутствие в постановлении по делу об административном правонарушении данных, прямо предусмотренных законом, является существенным нарушением процессуальных требований и влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Приведенные выше требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной комиссией муниципального образования <адрес> Республики Крым при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в полной мере соблюдены не были.
Дело об административном правонарушении разрешено без надлежащего полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, в нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследованы не были, задачи производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьями 24.1, 26.11 КоАП РФ, не достигнуты, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным ввиду существенного нарушения процессуальных норм, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>».
Допущенные нарушения требований КоАП РФ и Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>» являются существенными, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что постановление административной комиссии по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>», в отношении Казакова А.И. нельзя признать законным.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы о нарушении правил благоустройства, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>», общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний, регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>», составляет два месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с этим производство по данному делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2, 30.3, 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Восстановить прокурору <адрес> Республики Крым срок обжалования постановления административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №.
Протест прокурора <адрес> Республики Крым на постановление административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении - удовлетворить частично.
Постановление административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>», в отношении Казакова Андрея Ивановича - отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Н. Проскурня