Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 30 января 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-605/2024 по административному исковому заявлению акционерного общества «Самарский опытно-экспериментальный завод» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском о восстановлении срок для обращения с настоящим административным иском,
об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
– земельного участка с кадастровым номером №, площадью 14370 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 5 575 560 рублей по состоянию на 01.01.2020,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1726 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3 529 670 рублей по состоянию на 01.01.2020,
об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 89187 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 27 082 700 рублей по состоянию на 01.01.2022,
– земельного участка с кадастровым номером №, площадью 14370 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по равной его рыночной стоимости в размере 6 777 200 рублей состоянию на 01.01.2022,
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1726 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 135 496 рублей по состоянию на 01.01.2022.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, в отношении которых установлена кадастровая стоимость. По инициативе административного истца проведена оценка земельных участков по состоянию на дату кадастровой оценки. Выявленное значительное расхождение между данными государственной кадастровой оценка земельных участков и их рыночной стоимости, определенной оценщиком, обусловлено характерными данными конвертных объектов. Завышенный размер кадастровой стоимости объектов недвижимости по отношении к реальной рыночной стоимости влечет увеличение налоговой базы земельного налога, чем нарушаются права истца как собственника этих объектов и налогоплательщика.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрация м.р. Красноярский Самарской области, администрация г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области, извещенные о рассмотрении административного дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.
В письменном отзыве иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в отчетах об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.
Заинтересованное лицо администрация м.р. Красноярский Самарской области в письменном отзыве на административный иск указала об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В обоснование позиции заинтересованное лицо указывает, что кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для исчисления земельного налога. Земельный налог в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации является местным налогом и зачисляется в бюджеты городских поселений.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
– земельный участок с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 14370 кв.м,
- земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 1726 кв.м,
- земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 89187 кв.м.
В ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости каждого объекта, утвержденной постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 по состоянию на 01.01.2020, датой начала применения - 01.01.2021:
- с кадастровым номером № в размере 8 827 307, 77 рублей,
- с кадастровым номером № в размере4 920 964, 08 рублей.
Согласно выпискам из ЕГРН приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2022, датой начала применения – 01.01.2023, земельных участков:
- с кадастровым номером № в размере 9 987 293, 7 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 5 423 575, 28 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 59 345 029, 80 рублей.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Административный истец, являясь сособственником указанного объекта, обязан уплачивать налог на имущество, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Исходя из представленных материалов, суд соглашается с административным истцом, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, № по состоянию на 01.01.2020 (применением с 01.01.2021 по 31.12.2022) является архивной, поскольку в результате очередной государственной оценки установлена действительная кадастровая стоимость объектов на 01.01.2022 применением с 01.01.2023.
Оспариваемой архивной и действительной кадастровой стоимостью каждого земельного участка права и законные интересы административного истца затрагиваются, как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта. Установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 28.12.2023 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре архивной и действительной кадастровой стоимости объектов.
В соответствии Федеральным законом № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении архивной и действительной кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости на дату кадастровой оценки является обоснованным. При этом, судом не усматривается пропуск срока обращения в суд с требованиями об установлении архивной кадастровой стоимости, поскольку иск подан в установленный пятилетний срок со дня утверждения оспариваемой кадастровой стоимости.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении каждого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 492-4/12-2023 от 25.12.2023, № 492/12-2023 от 23.12.2023, № 492-3/12-2023 от 25.12.2023, № 492-1/12-2023 от 23.12.2023 независимой оценочной компании ООО «Центр оценки и права «Визит» об определении рыночной стоимости земельного участка
- с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 529 670 рублей,
- с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 в размере 5 575 560 рублей,
- с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2022 в размере 4 135 496 рублей,
- с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2022 в размере 27 082 700 рублей,
с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2022 в размере 6 777 200 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости на каждую дату, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленных отчетах об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на даты кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Позиция заинтересованного лица администрации м.р. Красноярский Самарской области в отзыве на иск не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, предусмотрено нормами части 1 статьи 245 КАС РФ и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», и не зависит от формирования бюджета муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца об установлении архивной и действительной кадастровой стоимости объектов равной их рыночной стоимости на каждую дату кадастровой оценки, определенной в отчетах об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск акционерного общества «Самарский опытно-экспериментальный завод» удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость – земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 5 575 560 рублей.
Установить архивную кадастровую стоимость – земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 529 670 рублей.
Установить кадастровую стоимость – земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 6 777 200 рублей.
Установить кадастровую стоимость – земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 4 135 496 рублей.
Установить кадастровую стоимость – земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 27 082 700 рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 28.12.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2024.
Судья И.А. Щетинкина