Дело № 2-287/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Онега 16 октября 2020 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Лихачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее – администрация МО «Онежский муниципальный район») обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Онежскому району УФССП России по Архангельской области Павловской М.В. о взыскании исполнительского сбора от 29.09.2020 по делу ....
В обоснование заявленных требований указано, что решением Онежского городского суда Архангельской области дело ... на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» возложена обязанность предоставить ФИО жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. На основании решения суда в отделении судебных приставов по Онежскому району возбуждено исполнительное производство ...-ИП. Постановлением ОСП по Онежскому району от <Дата> с администрации МО «Онежский муниципальный район» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Администрацией Онежского муниципального района решение суда не исполнено по объективным причинам. На сегодняшний день ФИО состоит под номером 10 в реестре по неисполненным решениям суда о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно закону Архангельской области от 17.12.2018 №35-4-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (принят Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 13.12.2018 №124) распределение субвенций бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках соглашения между Министерством просвещения РФ и Правительством Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2020 год составляет 4864,7 тыс. рублей, на 2021 год - 5843,2 тыс. рублей, на 2022 год - 5886,3 тыс. рублей; распределение субвенций бюджетами муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов составляет на 2020 год - 14121,9 тыс. рублей, на 2021 год - 13633,5 тыс. рублей, 2022 год - 13632,2 тыс. рублей.
Данных средств достаточно на приобретение 16 квартир. Администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» с начала 2020 года было объявлено 56 электронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов на приобретение благоустроенных квартир в городе Онеге в целях обеспечения государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями. Из них состоялось 11 аукционов, по итогам которых приобретено 11 жилых помещений. При этом 45 аукционов были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок.
В соответствии с законодательством в сфере закупок 1 контракт прошел согласование с контрольным органом и находится в стадии заключения. Администрация принимает все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, однако исполнить решение суда в настоящее время не представляется возможным по объективным причинам.
Представители администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», УФССП по Архангельской области и НАО, отделения судебных приставов по Онежскому району, взыскатель ФИО в судебном заседании не участвовали, о времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом. На основании ч. 3 ст. 167, 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
Вопрос о рассмотрении судами в порядке гражданского судопроизводства заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания должен быть решен посредством применения закона по аналогии.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогия права).
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заявления об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установления альтернативной подсудности по выбору заявителя (Информационный бюллетень судебной практики по гражданским делам Архангельского областного суда за первый квартал 2020 года).
Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Часть 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ установлено право суда освободить должника от уплаты исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что решением Онежского городского суда Архангельской области от 21 июля 2020 года, вступившим в законную силу 22 августа 2020 года, на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» возложена обязанность предоставить ФИО, <Дата> года рождения, уроженке <Адрес>, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 12 квадратных метров, в виде отдельной квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям муниципального образования «Онежское», расположенное в черте города Онега Архангельской области, за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
По данному предмету взыскания судом выдан исполнительный лист, постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Онежскому району от <Дата> возбуждено исполнительное производство ...-ИП.
Определением Онежского городского суда Архангельской области от 22 сентября 2020 года отказано в удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о предоставлении отсрочки исполнения решения Онежского городского суда Архангельской области от 21 июля 2020 года по гражданскому делу ... на срок до 31 мая 2021 года.
В ходе исполнительного производства заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Онежскому району УФССП по Архангельской области и НАО ФИО <Дата> вынесено постановление о взыскании с должника – администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
В силу положений ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как следует из материалов дела, в настоящее время администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» не располагает свободными благоустроенными жилыми помещениями фонда социального использования, расположенными на территории муниципального образования «Онежское».
На сегодняшний день ФИО состоит под номером 10 в реестре по неисполненным решениям суда о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» является органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При недостаточности в бюджете денежных средств администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» не имеет возможности произвольно расходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Кроме того, приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа должно осуществляться администрацией МО «Онежский муниципальный район» с соблюдением процедур и сроков, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что само по себе делало невозможным исполнение требований исполнительного документа в пятидневный срок.
Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта, в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок, так как им были предприняты необходимые меры для надлежащего исполнения возложенной судом обязанности. При таких обстоятельствах суд считает возможным освободить администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» от взыскания исполнительского сбора.
Частью 8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска, взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 203, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
заявление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» от взыскания исполнительского сбора, взысканного 29 сентября 2020 года в рамках исполнительного производства ...-ИП от 03 сентября 2020 года.
Определение обратить к немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения путем подачи частной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...