Дело № 66RS0003-01-2022-002735-75
Производство № 2-3640/2022
Мотивированное заочное решение изготовлено 30 июня 2022 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 23 июня 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Марковой Н. А., при секретаре Смирновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Ковалеву Александру Сергеевичу о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
установил:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Ковалеву А.С. о прекращении права пользования помещением, снятии с регистрационного учета.
В обоснование исковых требований указано, что согласно домовой книге для регистрации граждан в доме *** по адресу пункта отбора на военную службу по контракту (2 разряда) г. Екатеринбург (далее - ПОВСК (2 разряда) г. Екатеринбург) зарегистрирован Ковалев А.С. Регистрация производилась на период прохождения военной службы ответчика в пункте отбора.
Согласно выписке из приказа командующего войсками Центрального военного округа (по личному составу) от 21 февраля 2022 года №42 сержант Ковалев А.С. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подпункт «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Ответчик утратил связь с ПОВСК (2 разряда) г. Екатеринбург и Министерством обороны Российской Федерации, фактически по адресу регистрации не проживает, законных оснований находиться на регистрационном учете не имеет и подлежит снятию с такового.
Право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания по линии Министерства обороны Российской Федерации Ковалев А.С. реализовал путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Спорный объект недвижимости имеет статус нежилого, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и передано в оперативное управление ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны согласно свидетельству государственной регистрации права.
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что строение, расположенное по месту регистрации ответчика, является нежилым, и Ковалев А.С. более военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в частности в ПОВСК (2 разряда) г. Екатеринбург, не проходит, каких-либо обязательств по обеспечению жилым помещением Министерство обороны Российской Федерации перед ответчиком не имеет, нельзя сохранять за ним регистрационный учет по адресу ПОВСК (2 разряда) г. Екатеринбург.
На основании изложенного, истец просит снять Ковалева А.С. с регистрационного учета по адресу: ***, как прекратившего право пользования помещения.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом и в срок, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, извещались путем направления судебной корреспонденции по адресу регистрации, а также публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года
№76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Военнослужащие - граждане,
проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на
новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения
жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам
воинских частей. Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения манёвренного фонда или общежития. Регистрация граждан, уволенных с военной службы, по месту жительства осуществляется на общих основаниях.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации №1053 от 29 декабря 2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции:
а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
б) осуществляет контроль за управлением, распоряжением,
использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
з) выступает от имени Российской Федерации учредителем (участником) открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых путем приватизации подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации выступает учредителем создаваемых с участием государства иных юридических лиц;
о) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений
В соответствии с п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п.1,3 ст.125, п.3 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Подпунктом 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» определено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по мест жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
На основании п.23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток). Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно домовой книге для регистрации граждан в доме *** по адресу пункта отбора на военную службу по контракту (2 разряда) г. Екатеринбург (далее - ПОВСК (2 разряда) г. Екатеринбург) зарегистрирован Ковалев А.С. Регистрация производилась на период прохождения военной службы ответчика в пункте отбора.
Согласно выписке из приказа командующего войсками Центрального военного округа (по личному составу) от 21 февраля 2022 года №42 сержант Ковалев А.С. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подпункт «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Ответчик утратил связь с ПОВСК (2 разряда) г. Екатеринбург и Министерством обороны Российской Федерации, фактически по адресу регистрации не проживает, законных оснований находиться на регистрационном учете не имеет и подлежит снятию с такового.
Право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания по линии Министерства обороны Российской Федерации Ковалев А.С. реализовал путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Учитывая, что регистрация военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей в связи с особым характером военной службы носит исключительный характер и не предполагает предоставления жилых помещений по указанным адресам (по которым расположены административные здания, не относящиеся к жилому фонду), с момента постановки на регистрационный учет на территории воинской части Ковалев А.С. не проживал, финансово-лицевой счет не открывался, начисление по квартплате не производилось, оплата не осуществлялась, договор найма не заключался.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Соответственно, Ковалев А.С. обязан был сняться с регистрационного учета и встать на учет по новому месту жительства.
При таких обстоятельствах, Ковалев А.С. подлежит признанию прекратившим право пользования по адресу: ***
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 года № 5242-1, а также подп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в том числе, в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда и не нуждается в применении механизма судебного принуждения.
Таким образом, указанное решение суда после вступления в законную силу, является самостоятельным основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по адресу регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Ковалеву Александру Сергеевичу о прекращении права пользования помещением, снятии с регистрационного учета - удовлетворить.
Признать Ковалева Александра Сергеевича, *** г.р., уроженца г. <***>, прекратившим право пользования помещением, расположенным по адресу: ***
Решение является основанием для снятия Ковалева Александра Сергеевича с регистрационного учета по месту жительства из помещения по адресу: ***
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н. А. Маркова