Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Калужский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Илюшкиной О.И.,
при ведении протокола помощником судьи ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Управлению Росреестра по <адрес> о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в суд с иском о признании права собственности в порядке наследования, уточнив требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просил признать за ним право собственности на часть жилого дома с кадастровым номером № площадью 58,1 кв. м (помещение №), расположенного по адресу: <адрес>А, в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность по осуществлению постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности истца в отношении части жилого дома с кадастровым номером № (помещение №), расположенной по адресу: <адрес>А.
В обоснование требований указано, что ФИО10 (бабушке истца) принадлежали 29/50 долей в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером 40:26:000051:212, расположенный по адресу: <адрес>А. ФИО7 принадлежало 41/100 доля в праве на указанный жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умерла. После ее смерти ФИО1 (отец истца и сын ФИО10) и ФИО6 (внук ФИО10) в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства после смерти ФИО10 В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на части жилого дома было отказано, поскольку в правоустанавливающих документах имелось расхождения по площадям. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1 (отец истца), после смерти которого ФИО2 (сын), ФИО11 (супруга), ФИО3 (сын), ФИО4 (дочь) обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО11, после смерти которой наследство фактически принял ФИО2 На основании решения Калужского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО7 Управлением Росреестра по <адрес> зарегистрировано право собственности на часть жилого дома, расположенную по адресу: <адрес>А, <адрес>. В настоящее время истец лишен возможности зарегистрировать право собственности на часть жилого дома, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон о регистрации, запрещающий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме. Однако, указанное нарушает права истца, поскольку у ФИО7 зарегистрировано право собственности на часть жилого дома.
Истец ФИО2 и его представитель по устному ходатайству ФИО12 уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Ответчик ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований не возражала.
Ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6 в судебное заседание не явились. В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения исковых требований о признании за ФИО2 право собственности на часть жилого дома в порядке наследования не возражали, ссылаясь на отсутствие спора между наследниками.
Представитель ответчика Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, направил в суд письменные возражения на уточненные исковые требования.
Представители третьих лиц Городской Управы <адрес>, Управления архитектуры, градостроительства и земельный отношений <адрес>, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, гражданское дело №, технический паспорт на домовладение №а по <адрес>, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. Основания и порядок раздела общего имущества и выдела из него доли определяются по правилам статьи 252 настоящего Кодекса постольку, поскольку иное для отдельных видов совместной собственности не установлено настоящим Кодексом, другими законами и не вытекает из существа отношений участников совместной собственности.
Согласно статье 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.
Выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе. Поскольку участники общей долевой собственности имеют равные права в отношении общего имущества пропорционально своей доле в нем, суд при выделе доли в натуре должен передать сособственнику часть жилого дома и нежилых построек, соответствующую по размеру стоимости его доли, если это возможно без несоразмерного ущерба хозяйственному назначению строений.
Как следует из материалов дела, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Государственным нотариусом первой Калужской государственной нотариальной конторы, ФИО10 (бабушка истца) и ФИО13 являлись сособственниками (по 1/2 доли у каждого) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А.
На основании договора об изменении долей ДД.ММ.ГГГГ за ФИО10 зарегистрировано право собственности на 29/50 долей в праве собственности, за ФИО13 – 21/50 долю в праве собственности.
На основании постановления администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт законных пристроек литера «А» площадью 3,9 кв. м и литера «а1» площадью 1,5 кв. м, по адресу: <адрес>, <адрес>А.
Согласно справке о расчете долей по вышеуказанному домовладению, подготовленной КП «БТИ» часть домовладения общей площадью 58,1 кв. м, занимаемая ФИО10 составляет 59/100 долей домовладения, часть домовладения общей площадью 40,2 кв. м, занимаемая ФИО13 составляет 41/100 долю домовладения.
На основании решения Калужского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО7 признано право собственности на 41/100 долю жилого дома, общей площадью 98,3 кв. м, по адресу: <адрес>, 1 Загородная, <адрес>А, в порядке наследования после смерти ФИО13
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обращалась в суд с иском о выделе доли из общего имущества.
Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО7 к ФИО2 о выделе доли из общего имущества, постановлено:
иск удовлетворить;
выделить ФИО7 на праве собственности часть жилого дома по <адрес> (инвентарный №) общей площадью 40,2 кв. м, в том числе жилой площадью 27, 5 кв. м, состоящей из: жилой комнаты № площадью 9,6 кв. м, жилой комнаты № площадью 17,9 кв. м, кухни № площадью 11,2 кв. м, коридора № площадью 1, 5 кв. м, по техническому паспорту на ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеуказанного решения суда за ФИО7 зарегистрировано право собственности на часть жилого дома с кадастровым номером 40:26:000051:327, поставлено на кадастровый учет.
Таким образом, участками долевой собственности был произведен раздел жилого дома, который прекратил право общей долевой собственности в отношении него. Между сторонами на протяжении длительного времени сложился порядок пользования спорным домовладением, у каждого из собственников домовладения есть отдельный вход в занимаемые ими части жилого дома, части жилого дома изолированы друг от друг, имеют жилые и нежилые помещения, в указанных частях жилого дома отсутствуют помещения общего пользования.При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что помещения по своим техническим характеристикам соответствуют требованиям, предъявляемым к частям дома.
Также судом установлено, что ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ФИО10 открылось наследство, в том числе, в виде 29/50 долей на спорный жилой дом.
Наследниками по закону первой очереди после смерти наследодателя ФИО10 являются его сын – ФИО1 (отец истца), внук ФИО6, по праву представления после смерти ФИО14
Однако свидетельство о праве на наследство по закону на долю жилого дома выдано не было в связи с расхождением долей в правоустанавливающих документах.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – ФИО1
После смерти ФИО1 открылось наследство в том числе, в виде доли на спорный жилой дом.
Наследниками по закону первой очереди после смерти наследодателя ФИО1 являются его сын – ФИО2 (истец), супруга ФИО11, сын – ФИО3 и дочь – ФИО4, которые обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства.
Однако свидетельство о праве на наследство по закону на долю жилого дома выдано не было в связи с отсутствием регистрации права собственности на данный объект недвижимости за наследодателем.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО11 (мать ФИО2, ФИО3 и ФИО4).
После ее смерти наследственное дело не заводилось, наследство фактически принял истец ФИО2, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, письменными материалами дела и никем не оспаривались.
Статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьей 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (пункт 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. При этом, срок принятия наследства, в силу требований статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в 6 месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Признание права с силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты гражданских прав.
В установленный законом срок в том числе истец обратился к нотариусу за оформлением своих наследственных прав. Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на долю жилого дома было отказано в виду отсутствия регистрации права собственности на данный объект недвижимости за наследодателем.
В судебном заседании ответчики ФИО3, ФИО4 не возражали против признания права собственности в порядке наследования после смерти ФИО1 за истцом, поскольку он проживает в указанном доме, несет бремя его содержания.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> в ответ на обращение ФИО2 было разъяснено, что для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество необходимо, в том числе решение суда, при этом обращено внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон о регистрации, запрещающий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме.
Доводы Управления Росреестра по <адрес>, изложенные в письменных возражениях на иск, суд признает несостоятельными, ввиду следующего.
Из дела видно, что Управлением Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности ФИО7 на жилое помещение - часть жилого дома площадью 40,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>А, <адрес>.
В указанный выше период право собственности на часть жилого дома как жилое помещение, являющееся объектом недвижимости, подлежало государственной регистрации в соответствии с положениями пункта 1 статьи 130, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 15, части 1 статьи 16, статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ), а также абзаца второго статьи 1, статьи 4 действовавшего в указанный период Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Положения части 7 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», устанавливающие запрет на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на помещения в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства), действуют - с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 5 статьи 72 названного Федерального закона он применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. По правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, данный Федеральный закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Положения пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, введены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №2 340-ФЗ и вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Приведенные выше положения действующего в настоящее время законодательства не могут служить основанием для прекращения возникших в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав на помещение - часть жилого дома, а собственники не могут быть лишены возможности юридического оформления и осуществления права собственности в отношении соответствующих объектов недвижимости в результате предъявления к этим объектам требований, основанных на законе, принятом после возникновения соответствующих прав.
Иное привело бы к нарушению положений части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, а также положений пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации о неприкосновенности собственности, пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, в соответствии с вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на часть жилого дома с кадастровым номером № площадью 58,1 кв. м (помещение №), расположенную по адресу: <адрес>А, в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность по осуществлению постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО2 в отношении части жилого дома с кадастровым номером № (помещение №), расположенной по адресу: <адрес>А.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд <адрес>.
Председательствующий О.И. Илюшкина
Мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ.