дело № 72-432/2023

УИД: 66RS0005-01-2023-000664-87

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 3 мая 2023 года жалобу Тюрикова В.В. на постановление врио начальника 140 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства Обороны Российской Федерации от 3 февраля 2023 года № 140-5-2023 и решение судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 марта 2023 года № 12-69/2023, вынесенные в отношении должностного лица Тюрикова Василия Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением Тюрикову В.В., как должностному лицу по ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде предупреждения за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительстве объекта капитального строительства.

Решением судьи районного суда по результатам рассмотрения жалобы указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе Тюриков В.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся решений по делу, поскольку он не является должностным лицом в силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наряду с этим указывает на отсутствие в его действиях состава правонарушения.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав Тюрикова В.В., защитника Кобякова И.Г., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

В соответствии с ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 - 4 и 7 части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

В силу частей 1, 4 ст. 53 указанного кодекса строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения специалистами 140 отдела государственного архитектурно-строительного надзора выездной проверки объекта капитального строительства – строительство и техническое перевооружение объектов войсковой части 58661-48 расположенных по адресу: пгт. Кедровка, Березовский район, Свердловская область (далее – объект капитального строительства) выявлены нарушения обязательных требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительстве объекта капитального строительства, которые подробно изложены в акте выездной проверки от 2 декабря 2022 года.

Согласно государственному контракту от 30 ноября 2021 года № 2124187377802554164000000 государственный заказчик - Министерство обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и публично-правовая компания «ВСК» (генподрядчик) заключили контракт на выполнение работ по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, разработке проектной и рабочей документаций, строительно-монтажным работам, ведению авторского надзора и работы, необходимые для ввода в эксплуатацию объекта. При этом в соответствии с п. 2.5 названного контракта государственный заказчик передал исполнение часть функций, в том числе осуществление авторского надзора заказчику - федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКП «УЗКС МО РФ»).

Таким образом, по настоящему делу субъектами ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть как заказчик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющие работы по строительству.

В результате проверки административный орган пришел к выводу о том, что РУЗ КС ЦВО ФКП «УЗКС МО РФ», являясь заказчиком которому переданы функции осуществления контроля за принимаемыми генподрядчиком техническими и инженерными решениями, закладываемыми им в проектную документацию, а также осуществляет контроль и технический надзор, допущены отступления от технических регламентов и проектной документации, затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта и его частей, а также безопасность строительных конструкций, чем нарушены часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 5, 7, 34, 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, подтверждены имеющимися доказательствами, а именно: государственным контрактом от 30 ноября 2021 года; рапортом помощника военного прокурора Екатеринбургского гарнизона; актом выездной проверки от 2 декабря 2022 года № 140-155-2022.

Представленные доказательства оценены и отвечают требованиям ст. 26.2, ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Приказом от 2 апреля 2021 года Тюриков В.В. принят в региональное управление заказчика - РУЗ КС ЦВО ФКП «УЗКС МО РФ» на должность ведущего инженера-инспектора, который в силу своих должностных обязанностей обязан осуществлять, в том числе строительный контроль, обеспечивать качество строительно-монтажных работ.

По факту выявленных нарушений заместителем военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в отношении ведущего инженера-инспектора Тюрикова В.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующее требованиям ст. 28.2 указанного кодекса.

Дата совершения Тюриковым В.В. административного правонарушения в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении – 2 декабря 2022 года установлена верно, поскольку правонарушение выявлено по результатам проведенной проверки путем составления акта проверки 2 декабря 2022 года.

Между тем, при привлечении Тюрикова В.В. к административной ответственности в качестве должностного лица, врио начальника 140 отдела государственного архитектурно-строительного надзора и судьей районного суда не были учтено следующее.

Согласно к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к ст. 2.4 указанного кодекса под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации

Исходя из должностной инструкции ведущего инженера-инспектора от 27 июля 2020 года - ведущий инженер-инспектор не наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Санкция ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения, в том числе для граждан.

По настоящему делу Тюриков В.В. является ответственным лицом за соблюдением требований технических регламентов, обязательных требований к зданиям сооружениям при строительстве объектов капитального строительства, и несет административную ответственность в качестве гражданина.

В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Тюриковым В.В. приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч.ч. 1.4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом до даты выявления должностным лицом правонарушения – 2 декабря 2022 года Тюриковым В.В. составлен только один акт о нарушении обязательных требований допущенных генподрядчиком (л.д. 15), которые подробно не описаны и не совпадают с нарушениями, указанными в акте проверки от 2 декабря 2022 года № 140-155-2022 составленном заместителем начальника 140 отдела государственного архитектурно-строительного надзора.

Действиям Тюрикова В.В. дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела должностные лица и судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверили их достоверность и допустимость.

Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное правонарушение.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и решения, при рассмотрении дела допущено не было.

Вместе с тем состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению в части указания субъекта административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 140 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ № 140-5-2023 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░ 2023 ░░░░ № 12-69/2023, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

72-432/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Тюриков Василий Владимирович
Другие
Кобяков Иван Геннадьевич
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Филиппова Юлия Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
17.04.2023Материалы переданы в производство судье
03.05.2023Судебное заседание
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023Дело оформлено
11.05.2023Дело передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее