Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2023 г.
Дело № 2-1130/2023
УИД 33RS0006-01-2023-001148-86
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 октября 2023 года г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Кутузовой Н.В.,
с участием прокурора Шевченко А.А.
при секретаре Андреевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» об обязании установить ограждения на крыше здания школы,
УСТАНОВИЛ:
Вязниковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», в котором просит обязать ответчика произвести работу по установке ограждения на крыше здания Средней общеобразовательной школы № 4, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что Вязниковской межрайонной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» <адрес>, в ходе которой выявлены факты несоблюдения Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 «О пожарной безопасности», а также «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479. Ограждение на крыше здания находится в неисправном состоянии. ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «СОШ № 4» внесено представление об устранении указанного нарушения, которое рассмотрено, однако, выявленное нарушение не устранено надлежащим образом. Согласно ответа директора МБОУ «СОШ № 4» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. в школе планируется капитальный ремонт здания по программе «Модернизация школьных систем образования», на основании чего будет произведен капитальный ремонт крыши и ограждения кровли здания. Руководством указанного учреждения до настоящего времени не приняты меры по устранению выявленных межрайонной прокуратурой нарушений правил пожарной безопасности. Прокурор обращается в защиту прав и интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц в силу того, что установление нового ограждения крыши здания МБОУ «СОШ № 4», выступает гарантией обеспечения пожарной безопасности граждан, посещающих указанное здание, их жизни и здоровья.
Помощник прокурора Владимирской природоохранной прокуратуры Шевченко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №" <адрес> в лице директора школы Л.Ю. Афониной, иск не признал, указал, что в настоящее время все работы выполнены в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации муниципального образования <адрес> по доверенности Данилова И.В., в суд не явилась, ранее в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что в настоящее время между школой и ИП Кабанов А.А. заключен договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ на замену ограждения кровли и установку снегозадержателей. Срок выполнения работ - 30 календарных дней.
Третье лицо Министерство образования и молодежной политики, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направило, возражений, ходатайств не представило.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69) указано, что настоящий федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 123), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции) в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ст.37 Федерального закона № 69 руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.53 Федерального закона № 123, каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей, должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
1. установлено необходимо количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
2. обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
3. организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.п. «а» п.17 Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее Правила № 1479), руководители организации обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время.
При рассмотрении данного дела установлено, что согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного страшим помощником Вязниковского межрайонного прокурора, осмотром установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> в нарушении подп. <данные изъяты> «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, ограждение на крыше здания находится в неисправном состоянии (л.д. 18).
Отраженные в акте проверки обстоятельства сторонами не оспаривались.
ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «СОШ № 4» внесено представление об устранении указанного нарушения. Однако, выявленное нарушение не устранено надлежащим образом.
Из ответа директора МБОУ «СОШ № 4» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате рассмотрения представления Вязниковского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о принятии мер к устранению выявленных нарушений и привлечению к дисциплинарной ответственности виновных лиц. Также указано, что в ДД.ММ.ГГГГ. в школе планируется капитальный ремонт здания по программе «Модернизация школьных систем образования», на основании чего будет произведен капитальный ремонт крыши и ограждения кровли здания. (л.д.11). На данный момент составлена смета на восстановление ограждения кровли здания, которая находится на проверке и утверждении в управлении образования администрации Вязниковского района. После утверждения сметы начнутся работы по восстановлению ограждения кровли здания. (л.д. 13).
Представителем третьего лица в судебном заседании представлен Договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ответчиком (Заказчиком) и ИП Кабанов А.А. (Подрядчиком), по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства выполнить замену ограждений кровли и установку снегозадержателей на здании МБОУ «СОШ №4». Срок выполнения работ, согласно п. <данные изъяты> Договора, составляет 30 дней.
Ответчиком в материалы дела представлен Акт о приемке выполненных работ по указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотоотчет к нему, из которых усматриваются, что все работы по договору выполнены в полном объеме и приняты заказчиком.
Из акта проверки, проведенной Вязниковской межрайонной прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работы по установке ограждений на крыше здания школы проведены в полном объеме.
Таким образом, на момент рассмотрения дела допущенные нарушения устранены в добровольном порядке.
Поскольку нарушения были устранены ответчиком в ходе рассмотрения дела, суд полагает необходимым указать на то, что решение следует полагать исполненным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 4» ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 4, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░