Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1189/2023 ~ М-182/2023 от 24.01.2023

Дело № 2-1189/2023

24RS0004-01-2023-000189-93

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2023 года                                           п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,

при секретаре Кох А.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Березовского района Ткачев А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Березовский район, к филиалу Публично-правовой компании «Роскадастр» по Красноярскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Березовский район, обратился в суд с иском к филиалу ППК «Роскадастр» по Красноярскому краю (ранее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю) о снятии земельного участка с кадастрового учета, ссылаясь на то, что прокуратурой Березовского района Красноярского края в ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 606 кв.м., категория – не установлена, разрешенное использование – не установлено, права на земельный участок не зарегистрированы, расположен на землях лесного фонда Красноярского лесничества, в связи с чем постановка данного земельного участка в указанных границах на государственный кадастровый учет произведена с нарушением требований закона. Кроме того, использование спорного земельного участка не для целей охраны и защиты лесов, противоречит требованиям законодательства и влечет угрозу истощительного использования леса, расположенного на нем. Просит суд снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером

        В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Ткачев А.Л. поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика филиала ППК «Роскадастр» по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, направил суду письменные возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием правовых оснований.

Представители третьих лиц Администрации Березовского района Красноярского края, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 №1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 5-О).

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса РФ, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.

По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.

Статья 7 ЗК РФ подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Названная статья (в пункте 1) определяет, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 8 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство, которое в силу ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации включает в себя, в том числе проектирование лесничеств; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; таксация лесов.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса (п. 1 ч. 2 ст. 91 ЛК РФ).

Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.

Пункт 2 статьи 8 ЗК РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

Судом установлено что, согласно выписке из ЕГРН, <дата> на кадастровый учет поставлен земельный участок общей площадью 606 +/- 9 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> имеет категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – проведение благоустройства и обустройства территории с целью обеспечения выполнения и сохранения рекреационных функций, данные о правообладателе отсутствуют.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании постановления администрации Березовского района Красноярского края от <дата> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», межевого плана от <дата> по заявлению Т.Н. об осуществлении государственного кадастрового учета.

Кроме того, по сведениям, представленным КГБУ «Маганское лесничество», в соответствии с материалами лесоустройства <дата> и публичной кадастровой картой земельный участок с кадастровым номером полностью входит в границы лесного фонда выдела 2 квартала 11, Березовского участкового лесничества, совхоз «Зыковский».

Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости установлен Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающий возможность снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.

Вместе с тем, с учетом положений ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку снятие земельного участка с государственного кадастрового учета является кадастровой процедурой, основаниями для её осуществления выступают, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Внесение сведений о спорном объекте в государственный кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Березовский район, в данном случае истец не имеет иных способов защиты нарушенного права, кроме обращения в суд с иском о снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета, учитывая, что и орган кадастрового учета не имеет иных правовых оснований для самостоятельного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном участке, кроме решения суда.

С учетом приведенных выше норм земельного законодательства суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером расположен на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, который не выбывал из фактического владения Российской Федерации, связи с чем приходит к выводу о необходимости снятия его с государственного кадастрового учета.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░     ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 606 +/- 9 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.12.2023 ░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░:                                 ░.░.░░░░░░░░

2-1189/2023 ~ М-182/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Березовского района Красноярского края
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю
Другие
Администрация Березовского района Красноярского края
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Министрество лесного хозяйства Красноярского края
Суд
Березовский районный суд Красноярского края
Судья
Лапунова Е.С
Дело на сайте суда
berez--krk.sudrf.ru
24.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2023Передача материалов судье
27.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.04.2023Предварительное судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2024Дело оформлено
24.06.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее