Дело № 2-1189/2023
24RS0004-01-2023-000189-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2023 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,
при секретаре Кох А.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Березовского района Ткачев А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Березовский район, к филиалу Публично-правовой компании «Роскадастр» по Красноярскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Березовский район, обратился в суд с иском к филиалу ППК «Роскадастр» по Красноярскому краю (ранее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю) о снятии земельного участка с кадастрового учета, ссылаясь на то, что прокуратурой Березовского района Красноярского края в ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 606 кв.м., категория – не установлена, разрешенное использование – не установлено, права на земельный участок не зарегистрированы, расположен на землях лесного фонда Красноярского лесничества, в связи с чем постановка данного земельного участка в указанных границах на государственный кадастровый учет произведена с нарушением требований закона. Кроме того, использование спорного земельного участка не для целей охраны и защиты лесов, противоречит требованиям законодательства и влечет угрозу истощительного использования леса, расположенного на нем. Просит суд снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Красноярского края Ткачев А.Л. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика филиала ППК «Роскадастр» по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, направил суду письменные возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием правовых оснований.
Представители третьих лиц Администрации Березовского района Красноярского края, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 №1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса РФ, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.
Статья 7 ЗК РФ подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Названная статья (в пункте 1) определяет, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 8 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство, которое в силу ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации включает в себя, в том числе проектирование лесничеств; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; таксация лесов.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса (п. 1 ч. 2 ст. 91 ЛК РФ).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Пункт 2 статьи 8 ЗК РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Судом установлено что, согласно выписке из ЕГРН, <дата> на кадастровый учет поставлен земельный участок общей площадью 606 +/- 9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> имеет категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – проведение благоустройства и обустройства территории с целью обеспечения выполнения и сохранения рекреационных функций, данные о правообладателе отсутствуют.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании постановления администрации Березовского района Красноярского края от <дата> № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», межевого плана от <дата> по заявлению Т.Н. об осуществлении государственного кадастрового учета.
Кроме того, по сведениям, представленным КГБУ «Маганское лесничество», в соответствии с материалами лесоустройства <дата> и публичной кадастровой картой земельный участок с кадастровым номером № полностью входит в границы лесного фонда выдела 2 квартала 11, Березовского участкового лесничества, совхоз «Зыковский».
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости установлен Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающий возможность снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, с учетом положений ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку снятие земельного участка с государственного кадастрового учета является кадастровой процедурой, основаниями для её осуществления выступают, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Внесение сведений о спорном объекте в государственный кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Березовский район, в данном случае истец не имеет иных способов защиты нарушенного права, кроме обращения в суд с иском о снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета, учитывая, что и орган кадастрового учета не имеет иных правовых оснований для самостоятельного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном участке, кроме решения суда.
С учетом приведенных выше норм земельного законодательства суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером № расположен на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, который не выбывал из фактического владения Российской Федерации, связи с чем приходит к выводу о необходимости снятия его с государственного кадастрового учета.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 606 +/- 9 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.12.2023 ░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░