Гражд. дело № 2- 190/2022
УИД 04RS0010-01-2022-000067-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц.,
при секретаре Кельберг А.В., при участии помощника судьи Жамсарановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации МО «Иволгинский район» об обязании получить лицензию на пользование недрами в МБОУ «Гурульбинская СОШ»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с исковым заявлением просит обязать Администрацию МО «Иволгинский район» получить лицензию на пользование недрами в МБОУ «Гурульбинская СОШ».
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при добыче, производстве, транспортировке и реализации упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, в ходе которой выявлены нарушения закона при добыче подземных вод выявлены в деятельности администрации МО «Иволгинский район», МБОУ «Гурульбинская СОШ». В нарушение требований закона МБОУ «Гурульбинская СОШ» до настоящего времени не получена лицензия на пользование участком недр при том, что образовательная организация осуществляет добычу подземных вод, используют скважину для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд школы. Кроме того, санитарная зона источника водоснабжения не определена.
В ходе судебного разбирательства исковое заявление было уточнено. Истец представитель помощник прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Цыремпилова И.В. требования поддержала, просила возложить на администрацию обязанность МО «Иволгинский район»,МБОУ «Гурульбинская СОШ» получить лицензию на пользование недрами в МБОУ «Гурульбинская СОШ» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика администрации МО «Иволгинский район»и представитель МКУ «Иволгинское районное управление образования» по доверенности Иванова Д.Г. исковые требования не признала, полагала что администрация МО «Иволгинский район» является ненадлежащим ответчиком, так как земельные участки с кадастровым номером №, № были переданы в ведение МБОУ «Гурульбинская СОШ» в постоянное бессрочное пользование. Также полагала, что срок исполнения три месяца со дня вступления в законную силу является недостаточными, так как необходимо оформить техническую документацию, получить заключение, и указанный срок является недостаточным.
Представитель МБОУ «Гурульбинская СОШ» директор Гармаев Б.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение делапо существу оставил на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, приняв признание иска ответчиком, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что иск подан обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с преамбулой Закона РФ "О недрах" использование подземных вод является разновидностью пользования недрами.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статья 23 Закона предусматривает основные требования по рациональному использованию и охране недр - соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В силу ч.3 ст.9, ч.4 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами.
В ст. 19 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 1.2 Закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В силу ч.3 ст.9, ч.4 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Исходя из смысла указанных норм права следует, что получение лицензии на указанный вид деятельности является обязательным, получателем лицензии является субъект, который будет осуществлять соответствующий вид деятельности.
Учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «Иволгинский район».
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения относятся к вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона №131 к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ст.51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Незаконное использование недр без получения соответствующего разрешения ведет к неисполнению норм по охране окружающей природной среды, соответствующему учету добываемых природных ресурсов, несоблюдению санитарных требований в части предотвращения загрязнения санитарной зоны источника водоснабжения, так как данные требования являются обязательными условиями исполнения договора и лицензии на недропользование, поэтому могут привести к истощению водных подземных природных ресурсов, повлечь угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних и иным негативным последствиям.
Выявленные факты могут поспособствовать распространению инфекционных заболеваний в образовательных организациях, вследствие чего жизни и здоровью несовершеннолетних, охрана которых гарантирована ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», может быть причинен вред, что является недопустимым.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Иволгинского района Республики Бурятия, установлено, что МБОУ «Гурульбинская СОШ» использует для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд школы по адресу <адрес> при этом лицензия на осуществление деятельности по недропользованию у администрации учреждения отсутствует.
Таким образом, незаконное использование недр без получения соответствующего разрешения ведет к неисполнению норм по охране окружающей природной среды, соответствующему учету добываемых природных ресурсов, несоблюдению санитарных требований в части предотвращения загрязнения санитарной зоны источника водоснабжения, так как данные требования являются обязательными условиями исполнения договора и лицензии на недропользование, поэтому могут привести к истощению водных подземных природных ресурсов, повлечь угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних и иным негативным последствиям.
Таким образом, осуществление МБОУ «Гурульбинская СОШ» безлицензионного использования недр нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, несмотря на то, что земельные участки с кадастровым номером №, № были переданы в ведение МБОУ «Гурульбинская СОШ» в постоянное бессрочное пользование на Администрацию МО «Иволгинский район» возложены обязанности по обеспечению бесперебойного и качественного водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если последние по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. Так как в данном случае речь идет о жизни и здоровье граждан, то иск обоснованно предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Анализируя вышеизложенное, суд находит, что со стороны МБОУ «Гурульбинская СОШ» имеет место допущение нарушения закона, регламентирующего недропользование. Поэтому на ответчикаадминистрацию МО «Иволгинский район» в силу возложенных на них обязанностей, а также как на собственника земельных участков, и на ответчика МБОУ «Гурульбинская СОШ» как на пользователя земельных участков, возлагается обязанность по устранению выявленных нарушений в срок до 1 сентября 2022 года, до начала нового учебного года. Указанный срок суд считает разумным для исполнения, документов подтверждающих обратное суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации МО «Иволгинский район» об обязании получить лицензию на пользование недрами в МБОУ «Гурульбинская СОШ» удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Иволгинский район», МБОУ «Гурульбинская СОШ» получить лицензию на пользование недрами в МБОУ «Гурульбинская СОШ» в срок до 1 сентября 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: А.Ц. Айсуева
Верно:Судья: А.Ц. Айсуева
Решение изготовлено 20 марта 2022 г.
Подлинник решения хранится в материалах дела №2-190/2022в Иволгинском районном суде Республики Бурятия