Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-294/2023 ~ М-116/2023 от 03.02.2023

УИД- 31RS0004-01-2023-000184-30 2-294/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2023 года город Валуйки

Валуйский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Шелайкина В.В.,

с участием истца Сылко И.Н., представителя истца по ордеру адвоката Магомедова Р.М., представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа по доверенности Прокоповой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сылко Ирины Николаевны к Управлению социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа о признании незаконным решения связанного с реализацией социальных прав,

установил:

Сылко И.Н. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа о направлении ее документов на рассмотрение комиссии по выдаче ей удостоверения вдовы участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и требованием обязать ответчика направить их на рассмотрение этой комиссии.

В обоснование иска указала, что ее супруг ФИО1 (умер 15.09.2022 г.), в период с 01.01.1989 г. по 31.03.1990 г. был призван на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где получил дозу облучения 4922 БЭР. Имел удостоверение ликвидатора и инвалида ЧАЭС образца Украины. В 2019 г. прибыл из Украины в Российскую Федерацию, получил гражданство, за выдачей удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1989-1990 гг. на территории РФ, не обращался. Считает решение ответчика незаконным, ущемляющим ее право на получение удостоверения вдовы участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на основании которых у нее возникнут социальные права.

От представителя ответчика поступило возражение на иск, в котором она иск не признает, поскольку супруг истца не обращался в УСЗН для получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1989-1990 гг., действующего на территории РФ, предоставленное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС серии А № 072741, выданное 19.12.1996 г. на Украине, законной силы на территории РФ не имеет.

Суд при принятии вышеуказанного административного иска пришел к выводу о наличии оснований для рассмотрения заявленных требования в порядке, предусмотренном Гражданско-процессуальным кодексом РФ, по следующим основаниям.

В абз. 6 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", разъяснено, что не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ, в том числе дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав.

По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

На основании изложенного, судом определен указанный выше порядок судопроизводства, поскольку из содержания иска и существа рассматриваемого спора следует, что судом подлежат установлению обстоятельства возникновения и изменения соответствующих гражданских прав и обязанностей истца, направленных на получение социальных льгот, связанных со статусом участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1989-1990 гг. В связи с чем, такие правоотношения связаны с реализацией социальных прав.

В судебное заседание истец и её представитель, заявленные требования поддержали, пояснив, что ФИО1 как гражданин РФ, имел право на получение льгот как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1989-1990 гг., вне зависимости от обращения его с заявлением о замене его удостоверения. После смерти его вдова имеет права на получение мер социальной поддержки как вдова умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Представитель ответчика иск не признала, поддержав доводы, изложенные в возражении на иск.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно положениям, ст. 6, 7 Конституции Российской Федерации, устанавливающих, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется совместным Приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21.04.2020 (далее - Порядок).

Согласно п. 2, 3 Порядка, удостоверение выдается, в том числе и вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в п. 3 ч. первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Оформление и выдача удостоверений вышеуказанным категориям граждан производится органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 года N 1244-1) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в частности, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1).

Частью 4 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006 года утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее - Порядок), который устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Подпунктом "г" п. 2 Порядка предусмотрено, что удостоверение выдается членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.

Пунктами 5, 6 Порядка предусмотрено, что для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы: удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина); свидетельство о смерти; свидетельство о браке; паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении); документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости). В необходимых случаях от граждан, обращающихся за получением удостоверения, могут быть затребованы иные документы, удостоверяющие личность и содержащие указание на гражданство.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был направлен на специальные сборы по ликвидации аварии на ЧАЭС Кировским ГВК Луганской области и принял участие в ликвидации в составе в/ч , с 09.01.1989 г. по 31.03.1990 г., полученная доза облучения составляет 4,922 Бэр, что подтверждается копией военного билета, справкой, выданной военным комиссариатом, удостоверением гражданина пострадавшего от Чернобыльской катастрофы, справкой о выплате заработной платы в период участия в ликвидации последствий катастрофы.

19.12.1996 г., ФИО1, гражданину Украины, на основании Закона Украины «О статусе о социальной защиты граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1996 г, после чего оно было перерегистрировано 05.01.2005 г.

Истец Сылко И.Н. являлась супругой ФИО1, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 7).

Со слов истца следует, что она с супругом в 2019 г. переехала на постоянное место жительство из Украины Луганской области в Белгородскую область Российской Федерации, ими было приобретено гражданство Российской Федерации, произведена регистрация по месту жительства, что подтверждается соответствующими паспортами.

15.09.2022 г. ФИО1 умер (л.д.8).

В конце 2022 г. истец обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа с заявлением о выдаче удостоверения как члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989-1990 гг., рассмотрев которое 01.12.2022 г. в его удовлетворении было отказано в связи с тем, что ФИО1 при жизни не обращался за выдачей удостоверения участника ликвидации последствий указанной катастрофы, действующего на территории РФ (л.д. 12).

Разрешая спор, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела на основе оценки доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку как установлено в судебном заседании ФИО1 на территории Российской Федерации меры социальной поддержки, распространяющиеся на участников ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС на основании законодательства Российской Федерации, не получал.

Истцом не представлены документы, подтверждающие, что умерший при жизни обращался в установленном порядке в уполномоченные органы на территории Российской Федерации, за получением удостоверения.

Удостоверения союзного образца (выданные до распада Советского Союза), действительны для предоставления гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.

Супруг истца на момент жизни удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в установленном законом порядке не оформил в соответствии с Порядком в связи с чем, меры социальной поддержки, предусмотренные законом, ему не предоставлялись. В этой связи определить статус истца в соответствии с Законом и определить право ее на выдачу удостоверения как вдове умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется оснований.

Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения.

Кроме того, не представлены документы, подтверждающие, что умерший обращался в уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения, для оформления и выдачи ему удостоверения в установленном порядке, либо иные органы (организации, учреждения) уполномоченные на территории Белгородской области осуществлять прием документов для оформления удостоверения умершему при его жизни.

Таким образом, поскольку ч.4 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 распространяется на членов семьи лица, участвовавшего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, только в случае получения предусмотренных мер социальной поддержки умершим при жизни, следовательно, право на получение удостоверения вдовы участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у истца отсутствует. (пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №2 от 2016 года).

Рассматривая доводы представителя истца, о том, что Луганская Народная Республика является субъектом Российской Федерации, в связи, с чем право Сылко Ю.Г на получение льгот как участника ликвидации на ЧАЭС, приобретенное на Украине презюмируется на территории РФ, суд приходит к следующему, что правой статус принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики, на основании, определен Федеральным конституционный закон от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики". Указанный закон вступил в силу с 05.10.2022 г., то есть после смерти 15.09.2022 г. ФИО1, следовательно, оспариваемое право он не приобрел.

На основании исследованных обстоятельств, по представленным доказательствам, суд приходит к выводу о законности принятого ответчиком решения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

2-294/2023 ~ М-116/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сылко Ирина Николаевна
Ответчики
УСЗН администрации Валуйского городского округа
Другие
Магомедов Расул Магомеджович
Суд
Валуйский районный суд Белгородской области
Судья
Шелайкин Виталий Викторович
Дело на сайте суда
valuisky--blg.sudrf.ru
03.02.2023Регистрация административного искового заявления
03.02.2023Передача материалов судье
06.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
17.02.2023Подготовка дела (собеседование)
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2024Дело оформлено
15.02.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее