Дело № 2-2919/2022
УИД 18RS0003-01-2022-002418-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2022 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Карповой О.П.,
при секретаре Гордеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олисова М.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Олисов М.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, мотивируя свои требования следующим.
14.10.2021 истцом было подано заявление в ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с даты первоначального назначения пенсии в соответствии с п. 3 статьи 17 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с данной нормой закона лицам (за исключением лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. ОПФР рассмотрев заявление, 13.12.2021 направил в адрес истца решение об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с даты назначения пенсии № 14-09-0/6478 от 13.12.2021 (получено 20.12.2021), в связи с отсутствием в первоначальном заявлении, поданным 26.01.2019, указания на двух иждивенцев.
Считает, что данный отказ является неправомерным и подлежит отмене, поскольку при обращении 26.01.2021 он предъявлял паспорт, в котором имеется запись о наличии детей, на момент подачи заявления от 26.01.2021, несовершеннолетних, других документов не требовалось, ОПФР должны были ознакомиться с записью о наличии детей.
Просил признать незаконным решение ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (ОПФР по Удмуртской Республике) от 13.12.2021 № 14-09-0/6478 и обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (ОПФР по Удмуртской Республике) установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с даты первоначального назначения пенсии.
В судебное заседание истец не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в его отсутствие.
Представитель истца Девятова М.В., действующая на основании доверенности, поддержала требования в полном объеме.
Представитель ответчика Снисар Е.В., действующая на основании доверенности, просила иск оставить без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Устанавливая в указанном Федеральном законе "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (пункт 6 статьи 3), законодатель определил круг получателей такого рода выплаты и ее размер (статья 16), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (статья 17).
При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, дает ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" относит лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца и указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются - дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Таким образом, установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.
Пункт 3 статьи 17 Закона не содержит определения того, кого следует относить к нетрудоспособным членам семьи, находящимся на иждивении. Этот вопрос решен законодателем посредством правовой отсылки к подпунктам 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 Закона N 400-ФЗ, которая использует при определении условий назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца аналогичные понятия.
Как установлено в ходе судебного заседания первоначально 26.01.2019 истец обратился в ОПФР с заявлением о назначении пенсии в электронном виде. В данном заявлении указано, что иждивенцев нет, свидетельства о рождении детей не предоставлены. По представленным данным фиксированная выплата к страховой пенсии установлена не в повышенном размере.
Через два года 14.10.2021 Олисов М.В. обратился в ГУ - ОПФР с заявлением о перерасчете пенсии с учетом находящихся на иждивении двоих детей, Олисовой Надежды, 14.10.2001 года рождения, обучающейся в ФГБОУВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» и Олисова Владимира, 09.03.2003 года рождения, обучающегося в БПОУ УР «Ижевский автотранспортный техникум», предоставил свидетельства о рождении, просил произвести перерасчет пенсии и фиксированной выплаты в повышенном размере с учетом двоих иждивенцев.
Распоряжением ОПФР от 12.11.2021 Олисову М.П. произведен перерасчет пенсии с учетом двоих иждивенцев и с 01.11.2021 года установлена пенсия 16 122,99 руб.
19.11.2021 Олисов М.В. обратился в ОПФР с заявлением о выплате долга (разницы фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения до момента назначения).
Письмом ГУ ОПФР от 13.12.2021, Олисову М.В. разъяснено, что оплата произведена не может быть поскольку не было первичного обращения с подтверждающими документами на детей.
Данные обстоятельства установлены в ходе судебного заседания и в целом сторонами не оспариваются.
Иск Олисова М.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений ст.21 Закона установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном страховании в Российской Федерации" по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
К фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой пенсии, если не установлено иное.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 884-н (действовали до 01.01.2022) утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 Правил граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (п.25), перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении" производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации
Согласно п. п. 50, 51, 79 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (действовали до 01.01.2022), в случае, если необходимые для установления пенсии документы имеются в выплатном деле, их представление не требуется. Необходимые для установления пенсии документы должны быть представлены в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, заверенных нотариусом или иным уполномоченным лицом, и содержать достоверные сведения. Документами, подтверждающими, что лицо, которому назначается пенсия, является родителем ребенка, являются свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, справки о рождении, об установлении отцовства, выданные органами записи актов гражданского состояния.
По смыслу вышеуказанных норм закона одним из оснований назначения фиксированной выплаты к страховой пенсии является обращение гражданина в отделение Пенсионного фонда с заявлением (с приложением свидетельства о рождении ребенка, свидетельства обязательного пенсионного страхования).
Как следует из материалов дела, истец обратился в ОПФР с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости с 26.01.2019. С указанной даты, истцу назначена ежемесячная страховая пенсия по старости, в общей сумме 10436,60 руб.
Согласно ч.3 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
В своих объяснениях в суде, а также по тексту искового заявления представитель истца указывал на то, что при обращении к ответчику 26.01.2019 свидетельство о рождении детей не представлял, думал, что достаточно паспорта, в котором имеется запись о рождении детей.
Необходимые для установления повышенной фиксированной выплаты к пенсии документы (копии свидетельств о рождении детей), предоставлены истцом черед два года с даты обращения. Решением ответчика от 12.11.2021 с 01.11.2021 истцу назначена повышенная пенсия с учетом нахождения на его иждивении детей.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, у ответчика отсутствовала обязанность по установлению истцу повышенной пенсии ранее обращения с предоставлением документов на детей.
Как было указано выше, применительно к п. п. 50, 51 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (действовали до 01.01.2022) не требуется предоставления необходимых для установления пенсии документов, при их наличии в выплатном деле, отсутствующие документы предоставляются в подлиннике.
Однако, как установлено в ходе судебного заседания, в выплатном пенсионном деле копии свидетельств о рождении детей появились только 14.10.2021, после второго обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Довод представителя истца о том, что в паспорте имеются сведения о детях, подлежит отклонению. Указанное обстоятельство не освобождало истца от обязанности по предоставлению установленных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н документов, необходимых для назначения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Порядок обращения за установлением пенсии регулируется ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также Правилами, утвержденными Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 05.08.2021 N 546н., обращение с заявлением об установлении пенсии является одним из определяющих юридических фактов, без которого невозможна реализация права граждан на пенсионное обеспечение. Оно может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. В качестве исключения заявление о назначении страховой пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 4 Приказа Минтруда России от 05.08.2021 N 546н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в томе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок, документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой и в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда России Федерации по своему выбору.
Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина.
Таким образом, назначение и выплата пенсии гражданину возможны только после соблюдения заявительного порядка обращения за назначением пенсии. Ответ от 13.12.2021 № 14-09-О/6478 был дан истцу ОПФР на письменное обращение, отказным решением не является.
Таким образом, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает необходимым в удовлетворении требований истцу отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Олисова М.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Решение изготовлено в окончательной форме 01.12.2022.
Судья О.П.Карпова