Дело № 12-211/2023
мировой судья Селивёрстова Е.Д.
РЕШЕНИЕ
24 июля 2023 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Степановой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Битосов Н.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 12 Ленинского судебного района города Севастополя от 24.04.2023 года, вынесенное в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя Битосов Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 Ленинского судебного района города Севастополя от 24.04.2023 года должностное лицо – исполняющий обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя Битосова Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Битосовым Н.В. подана жалоба, в которой просит постановленный судебный акт отменить, производство по делу прекратить, либор заменить административный штраф на предупреждение в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ.
В судебное заседание Битосов Н.В., прокуратура города Севастополя не явились, извещались надлежащим образом, причин своей не явки суду не сообщили.
Изучив письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Ответственность по статье 5.59 КоАП РФ наступает, в том числе за нарушение установленного Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет противоправное действие или бездействие субъектов, уполномоченных рассматривать обращения, заключающееся в непредоставлении ответа заявителю, либо нарушении законодательно - установленных сроков рассмотрения письменного обращения (обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации), процедуры рассмотрения обращения, либо в предоставлении ответа не по существу поставленных вопросов.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона N 59-ФЗ установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона №59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.
Из материалов дела следует, что на основании обращения Сидорова Г.Н. прокуратурой города Севастополя проведена проверка исполнения директором Департамента городского хозяйства г. Севастополя законодательства при рассмотрении обращения ФИО1
В результате проведенной проверки было выявлено, что 30.12.2022 года в адрес Департамента городского хозяйства г. Севастополя поступили обращения ФИО1 о предоставлении информации о санитарной очистки территорий и отлову безнадзорных животных.
По результатам рассмотрения указанных обращений за подписью и.о. директора Департамента Битосова Н.В. 25.01.2023 года за № и 27.01.2023 за № заявителю даны ответы.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) к полномочиям Департамента относится объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, принятие необходимых мер по результатам их рассмотрения в установленный законом срок.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП.
Департамент является исполнительным органом города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сферах жилищно-коммунальногр хозяйства, функции по государственному контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя).
Согласно п. 9.9 Положения о Департаменте, Департамент рассматривает обращения граждан, организаций, государственных органов по вопросам, входящим в его компетенцию, а также готовит проекты ответов на обращения граждан, организаций, государственных органов, парламентские запросы.
Статьей 8 Закона № 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение.
В соответствии со ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Однако, в нарушение ст. 10 Закона № 59-ФЗ сведения о количестве стерилизованных бездомных животных по половому признаку или причинах невозможности предоставления запрашиваемой информации заявителю не предоставлены.
Также, Департаментом заявителю не предоставлена информация о цене и предмете государственного контракта № заключенного 28.12.2022 года между ГБУ «Парки и скверы» и ООО «Предприятие Чистый город», копия обращения ФИО1 в нарушение ст. 8 Закона № 59-ФЗ в ГБУ «Парки и скверы» для рассмотрения по существу не направлена.
При этом, в ответе заявителю от 27.01.2023 года за № указано на неразмещение запрашиваемого государственного контракта и технического задания на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» со ссылкой на ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 17.03.2023 года в отношении Битосова Н.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ.
Статьей 33 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон М59-ФЗ), обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Таким образом, Битосова Н.В. как должностное лицо - директор, обладающий организационно-распорядительными функциями, который являлся непосредственным исполнителем данных обращений, является надлежащим субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 08.12.2020 г. N 410-ФЗ, от 14.07.2022 г. N 290-ФЗ) за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом допущенного нарушения условий предоставления субсидий, что нельзя расценивать как правонарушение не несущее существенной опасности охраняемым общественным правоотношениям.
Кроме того, условиями замены наказания на предупреждение по статье 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является выявление правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Однако из материалов дела следует, что правонарушение выявлено в ходе прокурорского реагирования.
По существу в жалобе на судебное решение не содержится каких-либо новых данных, не учтенных мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, является формальным и образуется в результате нарушения установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан. Наступление каких-либо последствий не является обязательным условием для данного административного правонарушения, в связи с чем доводы о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, замене административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь 30.7 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 12 Ленинского судебного района города Севастополя от 24.04.2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя Битосов Н.В. – оставить без изменения, жалобу Битосова Н.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Ю.С. Степанова