Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-962/2023 ~ М-553/2023 от 14.03.2023

УИД 59RS0035-01-2023-000804-95

Дело № 2-962/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Соликамск                                        22 мая 2023 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи                     Новиковой О.В.,

при ведении протокола помощником судьи             Пантелеевой Н.А.,

с участием

представителя истца                        Гиберт Ж.Г.,

представителей ответчиков                     Антоновой М.М.,

                                    Снегиревой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунал», администрации Соликамского городского округа о прекращении нарушений санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что, проанализировав <дата> реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, должностное лицо Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю сделало вывод, что у администрации Соликамского городского округа на эксплуатирующие источник водоснабжения и сети централизованного водоснабжения в <...> отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источника для целей питьевого водоснабжения.

В соответствии с открытыми данными, размещенными в сети Интернет на официальном сайте администрации Соликамского городского округа, реестра со сведениями о муниципальном недвижимом имуществе в собственности Соликамского городского округа по адресу: <...>, в частности, находятся: артезианская скважина (кадастровый ); водонапорная башня (кадастровый ).

Согласно представленным ответам на запросы в администрацию Соликамского городского округа (исх. от <дата>) и МБУ «Коммунал» (исх. от <дата>) данные объекты администрацией Соликамского городского округа переданы в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальное хозяйство».

Также в соответствии с данной информацией от МБУ «Коммунал» (исх. от <дата>) проект зон санитарной охраны источника водоснабжения (артезианской скважины) в <...> отсутствует, лабораторные исследования качества питьевой воды не проводятся.

МБУ «Коммунал» действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации города Соликамска от <дата> .

В соответствии с п.п. Устава МБУ «Коммунал» учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Соликамский городской округ. Органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является администрация Соликамского городского округа.

Учреждение создано, в том числе, в целях организации и создания условий эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства, систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (п. Устава).

Одним из основных видов экономической деятельности Учреждения является забор, очистка и распределение воды; распределение воды для питьевых и промышленных нужд (п.п. Устава).

Пунктом Устава установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе, земельные участки.

Поскольку указанные выше нарушения санитарного законодательства не устранены в течение длительного времени, в настоящее время имеются все основания считать, что нарушения не будут устранены в ближайшее время в связи с отсутствием финансовых средств.

Просили возложить на ответчика МБУ «Коммунал» обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопровода питьевого назначения артезианской скважины (кадастровый ) в <...> с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02,

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины (кадастровый ) в <...> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в <...> в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

также просили обязать ответчика администрацию Соликамского городского округа в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование возложенных на ответчика МБУ «Коммунал» обязанностей, а именно:

- по разработке и согласованию в установленном порядке проекта зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопровода питьевого назначения артезианской скважины (кадастровый ) в <...> с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02,

- по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта артезианской скважины (кадастровый ) в <...> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в <...> в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

обязать ответчиков МБУ «Коммунал» и администрацию Соликамского городского округа представить в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию (с подтверждающими документами) об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения.

Определением суда от <дата> в связи с отказом истца от иска в части и принятия его судом производство по делу прекращено в части требований

- о возложении на МБУ «Коммунал» обязанности разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопровода питьевого назначения артезианской скважины (кадастровый ) в <...> с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02,

- о возложении на администрацию Соликамского городского округа обязанности обеспечить финансирование выполнения МБУ «Коммунал» указанных мероприятий.

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Гиберт Ж.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

Представитель ответчика МБУ «Коммунал» Антонова М.М., действующая на основании приказа о назначении и Устава, в судебном заседании с исковыми требованиями о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины в <...> согласилась, пояснив, что предложенный истцом 2-летний срок недостаточен для выполнения данной обязанности.

Представитель ответчика администрации Соликамского городского округа Снегирева Ю.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании выразила несогласия с требованиями только в части предложенного истцом срока выделения денежных средств и выполнения обязанности МБУ «Коммунал», полагала, что данный срок определен без учета длительности бюджетный процедур.

Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, дополнительно представленные документы, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулирует Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно статьям 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 и ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний, в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В силу ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В судебном заседании судом установлено, что в <...> находится артезианская скважина с кадастровым номером , собственником которой является муниципальное образование Соликамский городской округ.

Данный объект администрацией Соликамского городского округа передан в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению «Коммунал», которое в соответствии с п. Устава создано, в том числе, в целях организации и создания условий эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства, систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Одним из основных видов экономической деятельности МБУ «Коммунал» является забор, очистка и распределение воды; распределение воды для питьевых и промышленных нужд (п.п. Устава).

Согласно предоставленной администрацией Соликамского городского округа и МБУ «Коммунал» информации санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта – вышеуказанной артезианской скважины отсутствует, лабораторные исследования качества питьевой воды не проводятся.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на МБУ «Коммунал» обязанности устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины (кадастровый ) в <...> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями части 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

В соответствии с п.п. 1.8, 1.9 Устава МБУ «Коммунал» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Соликамский городской округ. Органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является администрация Соликамского городского округа.

Пунктом Устава установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе, земельные участки.

Довод представителя истца о том, что поскольку указанные выше нарушения санитарного законодательства не устранены в течение длительного времени, в настоящее время имеются все основания считать, что нарушения не будут устранены в ближайшее время в связи с отсутствием финансовых средств, суд находит заслуживающим внимание.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования и в части возложения обязанности на администрацию Соликамского городского округа обеспечить финансирование возложенных на МБУ «Коммунал» обязанностей.

Согласно статьям 204, 206 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Предложенные истцом сроки, вопреки доводам представителя ответчика, носят разумный характер, в том числе с учетом характера нарушений в сфере санитарного законодательства.

Таким образом, исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунал» обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины (кадастровый ) в <...> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в <...> в соответствии с требованиями части 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Обязать администрацию Соликамского городского округа обеспечить финансирование возложенных на Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунал» обязанностей.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунал» и администрацию Соликамского городского округа представить в Северный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю информацию (с подтверждающими документами) об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (29.05.2023 года).

Судья                                          О.В. Новикова

2-962/2023 ~ М-553/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Ответчики
Администрация Соликамского городского округа
МБУ "Коммунал"
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Новикова Оксана Валерьевна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
14.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2023Передача материалов судье
14.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.04.2023Предварительное судебное заседание
19.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.05.2023Предварительное судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2023Дело оформлено
18.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее