Решение
Именем Российской Федерации
30 августа 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего федерального судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Цичоевой Ф.А.,
с участием представителей: истцов Зурабовой Л.Б. и ответчика Богатырева Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому
заявлению Мурзабековой М. Д., Албагачиевой С. Х., Авсажевой Х. А.-Кадыровны и Гандалоева И. Б. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными действий выразившиеся в принятии решений о прекращении выплаты пенсий и прекращении выплаты пенсий и возложении обязанности возобновить выплату пенсии с момента приостановления и признании решений о назначении пенсий законными,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по РИ (отделение СФР по РИ) о признании незаконным действий, выразившихся в прекращении выплаты пенсий истцам, возложении обязанности возобновить выплату пенсии с момента прекращения, признании решений о назначении страховой пенсии по старости законными, решение суда в части возобновлении выплат пенсий просили обратить к немедленному исполнению. В обоснование исковых требований истцы указали, что обратились в отделение пенсионного фонда с заявлениями о назначении им досрочной страховой пенсии. К заявлениям были приложены документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы, паспорта, СНИЛСы, трудовые книжки, справки о размере заработной платы, льготные справки и иные документы. ГУ-ОПФР по РИ (в настоящее время ОСФР по РИ) была проведена проверка представленных ими документов и приняты решения о назначении им досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ). С декабря 2022г. выплата пенсий им прекращена, в отделении пенсионного фонда им разъяснили что по итогам сплошной проверки приостановлены выплаты пенсий, в письменных уведомлениях им сообщили, что основанием для прекращения досрочной страховой пенсии стало неправомерное установление и выплата досрочной страховой пенсии по старости. Действия ответчика считают не законными, грубо нарушающими их конституционное право на пенсию и действующее законодательство.
Истцы, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, в исковом заявлении просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя.
Представитель истцов поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснила что у ответчика отсутствовали установленные законом основания для прекращения выплаты пенсий, поскольку не представлено доказательств недостоверности документов, послуживших основанием для установления и выплаты страховых пенсий, ответчиком нарушен порядок принятия решения о прекращении выплаты пенсий.
Представитель ответчика возражал против иска и просил отказать по доводам приведенным в возражениях на исковое заявление, приобщенным к материалам дела.
Представитель Отделения пенсионного и социального страхования российской Федерации по <адрес>, привлеченный в качестве соответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился. О причинах не явке в суд не сообщил, об отложении дела и рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив доказательства установлено следующее.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ч.1 ст.1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В п.5 ст.3 Федерального закона "О страховых пенсиях" для целей этого федерального закона дано понятие установления страховой пенсии, как назначения страховой пенсии, перерасчета и корректировки ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой.
Статьей 6 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в соответствии с этим федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности и страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ от 28.12.2013г. основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
На основании ст.8 ФЗ от № 400-ФЗ от 28.12.2013"О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Согласно пунктам 1, 2 и 21 части 1 статьи 30 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 ФЗ от № 400-ФЗ от 28.12.2013"О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях. На основании ч. 3 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ от 28.12.2013г.периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях"№ 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пунктом 3 части 1 статьи 25 данного закона предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы являлись получателями досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» установленных им на основании решений ГУ- ОПФР РФ по РИ.
Страховая пенсия по старости назначена истцам на основании исследованных судом решений о назначении пенсии принимаемых отделением пенсионного фонда в <адрес> по итогам рассмотрения заявлений истцов о назначении пенсий.
Как усматривается из уведомлений о рассмотрении обращения ОСФР по РИ выданных истцам, а также возражений на исковое заявление и пояснений представителя ответчика, выплата пенсий истцам прекращена ввиду того, что в ходе ревизионной проверки были обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о том, что документы содержащиеся в выплатных делах истцов не могут приниматься в качестве правоустанавливающих, поскольку содержат юридические ошибки и замечания.
Доводы представителя ответчика о том, что прекращение выплаты пенсионным органом досрочно назначенных истцам пенсий, было вызвано устранением допущенных ошибок при их назначении, суд отклоняет как несостоятельные по следующим основаниям.
Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 519п утвержден порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, согласно которому при выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом ПФР по месту его регистрации страхователя в соответствии с пунктом 14 указанного Порядка.
Согласно ст.ст. 8 и 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель – плательщик страховых взносов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхования (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
В силу части 1 статьи 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Истцами в обоснование подтверждения спорного периода при обращении в отделение пенсионного фонда с заявлениями о назначении страховой пенсии были предоставлены трудовые книжки, которые в соответствии со ст. 66 ТК РФ являются основным доказательством трудового стажа работника.
Согласно приобщенным к материалам дела заключениям по итогам проверки представленных пенсионерами документов с заявлениями о назначении пенсий, при назначении пенсии пенсионным органом проверялись представленные истцами документы, послужившие основанием для назначения пенсии.
В силу положений ч.9 ст.21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Действия ответчика суд не может признать законными, поскольку согласно п.8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счёт, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N519п, в случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днём приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их предоставлении.
Суду ответчиком не представлено доказательств, что уполномоченными должностными лицами выполнены указанные действия, направлены запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, направлялись перед принятием решений о прекращении выплаты пенсий. Дополнительных пояснений по доводам истцов представителем ответчика представлено не было.
В то же время в пенсионных делах истцов, исследованных судом имеются трудовые книжки, уточняющие справки особого характера работы истцов, справки о размере заработной платы учитываемой при исчислении пенсии, подтверждающие их право на льготные пенсии.
Исследовав пенсионные дела истцов суд приходит к выводу, что пенсионный орган, фактически признав, что спорные периоды включаются в стаж, дающий истцам право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, назначил истцам досрочную пенсию по старости и производил выплату пенсии по старости до декабря 2022.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (ч.4 ст.28 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
В то же время пенсионным органом не представлены доказательства, подтверждающие виновные действия истцов в непредставлении необходимых документов при назначении пенсии, либо предоставление недостоверных сведений, что исходя из норм права, подлежащих применению к спорным отношениям указывает на формальный подход ответчика к принятию решения о прекращении выплаты пенсий истцам, возложив на истцов бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением допущенных ошибок при назначении пенсий, при том, что со стороны истцов отсутствовали какие-либо виновные действия.
В ч.1 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
Согласно п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 545н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 65407) (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) (далее также - Правила выплаты пенсий).
Пунктом 64 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Выплата пенсии прекращается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч.1 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решение (распоряжение) о прекращение выплаты пенсии принимается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 86 Правил выплаты пенсий).
В то же время ответчиком не представлено суду доказательств соблюдения порядка принятия решения о прекращении выплаты истцам страховых пенсий, оформленного соответствующим решением (распоряжением), своевременного информирования истцов о принятом решении.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 2), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).
Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).
Из изложенного следует, что выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании решения пенсионного органа, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительными документов послужившими для назначения пенсии либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в представленных документах сведений о таком гражданине как лице имеющем право на страховую пенсию. Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, в том числе не подтвержденной в названном порядке информации о нарушении регламентированного законодательством, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии. В частности, до принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина необходимого стажа дающего право назначения досрочной пенсии действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительными сведений послуживших основаниями для назначения пенсии. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений о наличии у гражданина права на досрочное назначение пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.
Согласно нормативным положениям об основаниях и о порядке прекращения пенсионным органом выплаты гражданину страховой пенсии, а также исходя из положений статьи 56 (обязанность доказывания) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, именно пенсионный орган обязан был доказать наличие установленного статьей 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" основания для прекращения выплаты страховой пенсии истцам.
Между тем ответчиком доказательств правомерности осуществленных им действий не приведено. Все доводы ответчика сводятся к тому, что документы истцов вызвали сомнение у работников пенсионного фонда, проводивших проверку пенсионных дел получателей досрочной пенсии по старости, при этом недостоверность ни какими допустимыми доказательствами не подтверждена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы истцов ответчиком необоснованно исключены из специального стажа истцов для досрочного назначения страховой пенсии по старости по ст. 30 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а действия пенсионного фонда выразившиеся в прекращении выплаты истцам страховых пенсий не могут быть признаны соответствующими закону.
В силу положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом изложенного, требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Также суд находит обоснованными требования истцов об обращении решения суда в части возобновления выплат к немедленному исполнению по следующим основаниям.
Согласно ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Исчерпывающий перечень подлежащих немедленному исполнению судебных актов, приведен в ст. 211 ГПК РФ.
В то же время согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая имущественное положение истцов, их жизненную ситуацию, социальную значимость для них присужденных выплат, а также отсутствие неблагоприятных последствий для ответчика немедленным исполнением судебного акта, суд считает возможным обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199. 210, 212 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Мурзабековой М. Д., Албагачиевой С. Х., Авсажевой Х. А.-Кадыровны и Гандалоева И. Б. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными действий выразившиеся в принятии решений о прекращении выплаты пенсий и прекращении выплаты пенсий и возложении обязанности возобновить выплату пенсии с момента приостановления и признании решений о назначении пенсий законными, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в принятии решений о прекращении выплаты пенсий и прекращении выплаты пенсий истцам.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить выплату пенсии с момента прекращения выплаты пенсий истцам Мурзабековой М. Д., Албагачиевой С. Х., Авсажевой Х. А.-Кадыровне и Гандалоеву И. Б. с ДД.ММ.ГГГГг.
Признать решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ранее -Государственное учреждение – отделение пенсионного фонда России по <адрес>) о назначении страховой пенсии по старости Мурзабековой М. Д., Албагачиевой С. Х., Авсажевой Х. А.-Кадыровне и Гандалоеву И. Б. законными.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья