Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-140/2024 (2-3453/2023;) ~ М-3065/2023 от 24.11.2023

Дело № 2-140/2024

55RS0026-01-2023-0003748-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,

при секретаре Абубакировой К.Р.,

рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 17.01.2024 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Омского муниципального района <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - газопровод с кадастровым номером , общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество - сооружение газопровода принято Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области как бесхозяйное. С момента постановки объекта на учёт как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявлял. Правообладатель на указанный объект отсутствует, данные о строительстве газопровода, субъекте финансирования заявитель не располагает. Просит признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом Омской области на бесхозяйный объект недвижимости - газопровод с кадастровым номером , общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>

Представитель заявителя Омского муниципального района <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представители заинтересованных лиц- Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Министерства имущественных отношений по <адрес>, Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, АО «Омскгазстройэксплуатация», СНТ «Мечта-92», ООО «Межоблгаз», ООО «ЮЗА-Инвест», ООО «ЮЗА-Газ» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений не представили.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Статьей 7 названного выше названного Федерального закона предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает понятие охранной зоны газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Кроме того, в преамбуле названного нормативно-правового акта указано, что настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Таким образом, названный закон распространяет свое действие на безопасность государства, исключая аварийные ситуации на опасных производственных объектах, обеспечивая безопасность к предметам ведения Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В свою очередь требования администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - газопровод с кадастровым номером 55:20:041601:1902, общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>, направлены на обеспечение мониторинга и готовности эксплуатации опасного производственного объекта в рамках наделенных полномочий органов местного самоуправления.

По информации, представленной ППК «Роскадастр», ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества, наименование: газопровод, с кадастровым номером общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>

По информации, представленной Департаментом имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, газопровод, с кадастровым номером , общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества не значится, собственностью <адрес> не является.

По информации, представленной администрацией Дружинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, газопровод, с кадастровым номером , общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества сельского поселения не значится.

Из ответа АО «Омскоблгаз» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что газопровод, с кадастровым номером общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>, Дружинское сельское поселение, на эксплуатации АО «Омскоблгаз» не находится.

В соответствии с ответом, представленным АО Омскгазстройэксплуатация от ДД.ММ.ГГГГ, общество обслуживает газопровод, с кадастровым номером общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>, Дружинское сельское поселение, на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ с администрацией Омского муниципального района <адрес> договора на обеспечение технической эксплуатации объектов .

По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости -газопровод, с кадастровым номером общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в реестре федерального имущества <адрес> не состоит.

В соответствии с уведомлением об отсутствии сведений БУ ОО «Омский центр КО и ТД <адрес>» газопровод, с кадастровым номером , общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>, в учетно-статистической документации не значится.

Из информации, представленной Министерством имущественных отношений <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в Едином банке данных объектов собственности <адрес> отсутствует информация о газопроводе с кадастровым номером <адрес>, общей протяженностью 2358 м, расположенном по адресу: <адрес>.

По информации администрации Омского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ газопровод, с кадастровым номером , общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества не значится, собственностью Омского муниципального района <адрес> не является.

Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иными способами, установленными законом.

Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.

Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца.

Заявителем выбран способ защиты права путем обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Учет имущества в качестве бесхозяйного осуществляется в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086. Так, бесхозяйную недвижимость принимает на учет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, его территориальные органы, органы исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя при передаче им полномочий органа регистрации прав постановлениями Правительства РФ в соответствии с ч. 8 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 2 Порядка. Основанием для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного Росреестром является заявление, представленное органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом РФ исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 225 ГК РФ (п. 5 Порядка, ч. 10 ст. 32 Закона о госрегистрации недвижимости).

Указанные обстоятельства установлены регистрирующим органом не были.

Из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, статей 7, 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" следует, что постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных с последующим признанием права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что в рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект, связанный с возникновением права собственности или иного права на него.

Способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц, что судом установлено не было, иного суду не представлено.

Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника и принят на учёт в установленном порядке.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом Омской области на бесхозяйный объект недвижимости -газопровод, с кадастровым номером , общей протяженностью 2358 м, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                              Я.А. Реморенко

Решение в окончательной форме изготовлено 23.01.2024 года.

2-140/2024 (2-3453/2023;) ~ М-3065/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация ОМР Омской области
Другие
ООО Межоблга
ООО ЮЗА-Газ
ООО "ЮЗА-Инвест"
Администрация Дружинского сельского поселения ОМР Омской области
СНТ "Мечта-92"
Министерство имущественных отношений Омской области
Управление Росреестра по Омской области
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
АО "Омскгазстройэксплуатация"
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Реморенко Яна Александровна
Дело на странице суда
omskiycourt--oms.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2023Подготовка дела (собеседование)
14.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее