Дело № 2-218/2022
64RS0047-01-2021-006111-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2022 год г. Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,
при секретаре Мигуновой Ю.Н.,
с участием истца Ивановой Юлии Владимировны,
представителя ответчика Даниловой Ольги Вячеславовны, действующей на основании доверенности от 13 мая 2021 года, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саратове гражданское дело по иску Ивановой Юлии Владимировны к Комитету социальной поддержки населения города Саратова о признании расчета начисления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет незаконным, взыскании неполученной денежной суммы, компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Комитету социальной поддержки населения города Саратова о признании расчета начисления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет незаконным, взыскании неполученной денежной суммы, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец Иванова Ю.В. является многодетной матерью, в связи с чем ей была назначена выплата на период с 01 января 2020 года по по 18 мая 2021 года в сумме 4 854 руб., с 01 января 2021 года по 18 мая 2021 год сделан перерасчет в размере 5 095 руб. 50 коп. и назначена единовременная денежная выплата на ребенка в размере 5 095 руб. 50 коп. на срок с 19 мая 2021 года по 20 апреля 2022 год. Однако считает произведенное начисление не верным, поскольку ее среднедушевой доход семьи не достигает регионального прожиточного минимума на нужды населения, в связи с чем, выплата должна быть назначена в размере 100 % (10 191) величины прожиточного минимума на ребенка.
На основании изложенного, истец просила суд признать назначенный расчет ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в ее пользу не в полном объеме.
Обязать ответчика назначить с 01 января 2021 года по 20 апреля 2022 года максимальную выплату на ребенка в возврате от 3 до 7 лет, что составляет 10 191 руб. ежемесячно.
Выплатить недоплаченную сумму с 01 января 2021 года по настоящее время в размере 5 095 руб. 50 коп. в месяц.
Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб. и штраф в размере 50% от удовлетворения требований потребителя.
Истец в судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, дав пояснения аналогичные, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
В соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Как следует ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также путем признания права.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 1 статьи 38, части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В статье 3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено ежемесячное пособие на ребенка. При этом порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт «а» пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление № 384).
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года № 140 «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 (1) постановления № 384).
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (пункт 10 постановления № 384).
Согласно пункту 19 постановления № 384, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Согласно пункту 19 постановления № 384 в редакции от 31 марта 2021 года, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
Согласно пункту 21 постановления № 384 (в редакции от 31 марта 2021 года), при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения; б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления; в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; г) сумма полученных алиментов; д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии); з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации; к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях; л) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики; м) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества; н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности; о) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»; п) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; р) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью; с) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления № 384).
В силу пункта 25 постановления № 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды; б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды: в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года № 489 пункт 25 названного постановления дополнен.
При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований); б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды; в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом; г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы; д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды; е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации); ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; з) государственная социальная помощь на основании социального контракта (пункт 25 постановления № 384 в редакции от 31 марта 2021 года).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», постановлением Губернатора Волгоградской области от 7 апреля 2020 года № 247 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет» утвержден Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3 Порядка, ежемесячная денежная выплата предоставляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года и до достижения ребенком возраста 8 лет, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
Решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается в случаях, когда размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2.14).
На основании пункта 2.2 Порядка в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 2.5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении»:
Пункт 2. Ежемесячная выплата осуществляется в размере:
- 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, если размер среднедушевого дохода населения не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее величина прожиточного минимума на душу населения);
- 75 процентов величины прожиточного минимума для детей – если размере среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения;
- 100 процентов величины прожиточного минимума для детей – если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 14 августа 2020 года № 689-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области за II квартал 2020 года» величина прожиточного минимума за II квартал 2020 года по Саратовской области в расчете на душу населения составила 9 844 руб.
При этом по общему принципу, закрепленному в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В этой связи доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, следует определять с учетом понесенных расходов (Письмо Минфина России ФНС от 11 августа 2021 года № СД-2-11/1191@).
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2021 года истец обратилась в ГКУСО «КСПН г. Саратова» с письменным заявлением о проведении перерасчета и назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет на следующий год. Первоначально выплата была назначена на период с 01 января 2020 года по 18 мая 2021 год в сумме 4 857 руб. Ивановой Ю.В. был сделан перерасчет с 01 января 2021 года по 18 мая 2021 год в размере 5 095 руб. 50 коп. и назначена единовременная денежная выплата на ребенка в размере 5 095 руб. 50 коп. на срок с 19 мая 2021 года по 20 апреля 2022 год.
Период, за который заявитель и члены семьи должны были предоставить доходы с 01 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 год. В указанный период истец имела доходы:
- вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей (заплата) – 123 873 руб. 61 коп.;
- ежемесячное пособие на ребенка, компенсация за детский сад, субсидия на оплату ЖКУ, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице – 56 117 руб. 53 коп. (СДД) – 7 499 руб. 63 коп. При этом СДД не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в базовом размере 50%, однако превышает 75% прожиточного минимума на душу населения, установленную в Саратовской области - 9 844 руб. (7 499 руб. 63 коп. +(5 095 руб. 50 коп. :2)).
При этом довод истца о том, что в размер дохода не должна учитываться компенсация родительской платы за присмотр и уход за ребенком, осваивающим образовательную программу дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность (содержание ребенка в дошкольной образовательной организации), субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также алименты, противоречит п. 21 Постановления № 384, согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются сумма полученных алиментов, пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что расчет среднедушевого дохода истца, ответчиком был произведен в соответствии с законом, в связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 20221 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░