Судебный акт #1 (Решение) по делу № 72-455/2023 от 07.09.2023

УИД 59RS0014-01-2023-000212-74

Судья Манько А.В.

Дело № 72-455/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 25 сентября 2023 г. в г. Перми жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Добрянский лесоперерабатывающий комбинат" Рогальникова Владимира Ивановича на постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20 декабря 2022 г., решение начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30 января 2023 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 августа 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Добрянский лесоперерабатывающий комбинат",

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20 декабря 2022 г. № 05-02/10-22, общество с ограниченной ответственностью "Добрянский лесоперерабатывающий комбинат" (далее по тексту - ООО "Добрянский ЛПК") признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Решением начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30 января 2023 г. № 05-02/10-22-Р, принятым по результатам рассмотрения жалобы законного представителя ООО "Добрянский ЛПК" Рогальникова В.И. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 августа 2023 г., принятым по результатам рассмотрении жалобы законного представителя ООО "Добрянский ЛПК" Рогальникова В.И. указанные постановление должностного лица и решение вышестоящего должностного лица изменены, снижен размер административного наказания в виде административного штрафа до 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, генеральный директор ООО "Добрянский ЛПК" Рогальников В.И., просит об отмене принятых по делу актов и прекращении производства по делу, полагая о их незаконности и необоснованности.

Генеральный директор ООО "Добрянский ЛПК" Рогальников В.И., защитник Бояршинов В.В., в судебном заседании настаивали на доводах жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав, законного представителя ООО "Добрянский ЛПК" Рогальникова В.И., защитника Бояршинова В.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане или юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, по договору аренды от 17 декабря 2008 г. ООО "Добрянский ЛПК" переданы в аренду земельные участка, расположенные в кварталах 1-29 Сивинского лесничества (леса, ранее находившиеся во владении СПК "Сатинский") (далее по тексту – Договор аренды).

Согласно пункту 19.1 Договора аренды, арендатор обязан использовать лесной участок по значению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации и настоящим Договором.

Согласно пункту 19.4 Договора аренды, арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением с государственной экспертизы.

На основании пункта 4.8 Проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Добрянский ЛПК" для заготовки древесины на территории Сивинского лесничества - в качестве норматива для установления способа лесовосстановления использованы положения Правил лесовосстановления, утвержденные приказом Минприроды России от 25 марта 2019 г. № 188 (на данный момент от 29 декабря 2021 г. № 1024), способы лесовосстановления на вырубках и лесосеках, назначенных лесоустройством и проектом освоения лесов, должны уточняться Сивинским лесничеством ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" по материалам отвода лесосек и осмотра лесосек.

Дополнительным соглашением № 2 к Договору аренды (далее по тексту – дополнительное соглашение), установлено местоположение лесных участков: Пермский край, Сивинский муниципальный район, Сивинское лесничество, Ново-Михайловское участковое лесничество (ТОО "Сатинское") кварталы (выделы) №№ 1 (1-28), 2 (1-22), 3 (1-20), 4 (1-19), 5 (1-20), 6 (1-19), 7 (1-22), 8 (1-21), 9 (1-18), 10 (1-19), 11 (1-27), 12 (1-21), 13 (1-18), 14 (1-13), 15 (1-19), 16 (1-22), 17 (1-23, 25-32), 18 (1-24), 19 (1-25), 20 (1-21), 21 (1-22, 24-30), 22 (1-19), 23 (1-25), 24 (1-14, 19-31), 25 (1-21), 26 (1-22), 27 (1-13), 28 (1-16, 19-27), 29 (1-12).

В соответствии с пунктом 17 Дополнительного соглашения проектируемые объемы работ по воспроизводству лесов на арендуемом участке приводятся в приложении № 6 к настоящему дополнительному соглашению.

На основании Приложению 6 к Дополнительному соглашению, способы лесовосстановления определяются по результатам осмотра лесосек, согласно приказу Минприроды России от 29 июня 2016 г. № 375.

Приказ Минприроды России от 29 июня 2016 г. № 375 утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 25 марта 2019 г. № 188, который также утратил силу 1 января 2021 г. в связи с изданием приказа Минприроды России от 4 декабря 2020 г. № 1014, утвердившего новые правила лесовосстановления.

Учет земель, предназначенных для лесовосстановления, производится по результатам обследования, данным государственного лесного реестра, материалам лесоустройства, материалам специальных обследований, при отводе лесосек и осмотре мест осуществления лесосечных работ (осмотре лесосек) (пункт 9 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России № 1014 от 4 декабря 2020 г.).

Аналогичные нормы содержались в Правилах лесопользования, ранее утративших силу.

В период с 30 по 31 августа 2022 г. в отношении ООО "Добрянский ЛПК" по адресу: г. Пермь, ул. Сергея Данщина, 4, офис 44 в соответствии с решением заместителя министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о проведении выездной проверки № 9 от 25 августа 2022 г., вынесенного на основании требования заместителя прокурора Пермского края о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 18 августа 2022 г. ** проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 31 августа 2022 г., где зафиксировано нарушение требований часть 5 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: не выполнены работы по искусственному лесовосстановлению на территории Сивинского лесничества.

22 июля 2020 г. по результатам осмотра лесосеки, расположенной в кв. 21 в. 7 лесосеке 1 Новомихайловского участкового лесничества (ТОО "Сатинское") Сивинского лесничества, а также перечета подроста и молодняка определен способ лесовосстановления - создание лесных культур на площади 4,5 га.

17 августа 2020 г. по результатам осмотра лесосеки, расположенной в кв. 24 выделах 16, 17 лесосеке 1 Новомихайловского участкового лесничества (ТОО "Сатинское") Сивинского лесничества, а также перечета подроста и молодняка определен способ лесовосстановления - создание лесных культур на площади 4,2 га, СЕВ на площади 3,0 га.

17 августа 2020 г. по результатам осмотра лесосеки, расположенной в кв. 21 выделах 3, 12, 13 лесосеке 1 Новомихайловского участкового лесничества (ТОО "Сатинское") Сивинского лесничества, а также перечета подроста и молодняка определен способ лесовосстановления - создание лесных культур на площади 23,0 га.

Общая площадь создания лесных культур составляет 31,7 га.

Письмом № 277 от 17 февраля 2022 г. Сивинское лесничество информировало руководителя ООО "Добрянский ЛИК" о необходимости в соответствии требованиями статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации провести лесовосстановление на площади 31,7 га. в срок до 31 мая 2022 г. согласно формы детализации лесных участков на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Сивинского лесничества на 2022 год.

Проект искусственного лесовосстановления на 2022 г. на площади 31,7 га ООО "Добрянский ЛПК" не подготовлен, какие-либо работы по созданию лесных культур на указанной площади не проводятся.

Указанные требования лесного законодательства, условий договора аренды и Проекта освоения лесов обществом не выполнены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Добрянский ЛПК" статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения юридического лица к административной ответственности по указанной норме.

Привлекая ООО "Добрянский ЛПК" к административной ответственности по указанной норме должностное лицо, а в последующем и вышестоящее должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к верному выводу о доказанности совершения юридическим лицом вмененного ему административного правонарушения.

Оснований не согласиться с выводами, изложенными в принятых по делу об административном правонарушении актах, у судьи краевого суда не имеется.

Несмотря на доводы жалобы, факт совершения, вина юридического лица подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, в частности, договором аренды от 17 декабря 2008 г. с дополнительным соглашением № 2 от 12 апреля 2019 г., актом выездной внеплановой проверки от 31 августа 2022 г. и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, которым должностными лицами и судьей районного суда дана надлежащая оценка в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о нарушении ООО "Добрянский ЛПК" требований лесного законодательства и верно квалифицировали действия привлекаемого юридического лица по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Добрянский ЛПК" имелась возможность для соблюдения требований Лесного кодекса Российской Федерации за нарушение положений которого статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае обязанность ООО "Добрянский ЛПК" по соблюдению установленных требований лесного законодательства Российской Федерации следует из императивных требований закона и принятых обществом на себя обязательств на основании Договора аренды лесного участка.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "Добрянский ЛПК" состава вмененного административного правонарушения опровергаются совокупностью собранных по делу и имеющихся в материалах дела доказательств.

Несмотря на доводы жалобы, в соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана правильная юридическая оценка действиям ООО "Добрянский ЛПК", и сделан правильный вывод о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности ООО "Добрянский ЛПК" в его совершении.

В результате невыполнения ООО "Добрянский ЛПК" законных требований Сивинского лесничества по искусственному лесовосстановлению не выполнены мероприятия по созданию лесных культур на площади 31,7 га на территории части выделов 3, 7, 12-13 квартала 21 и части выдела 17 квартала 24 Новомихайловского участкового лесничества (ТОО "Сатинское") Сивинского лесничества.

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы должностного лица, вышестоящего должностного лица административного органа, судьи районного суда не опровергают и не являются основанием для отмены обжалуемых актов.

Доводы жалобы о несогласии с объемом лесовосстановительных работ со ссылкой на пункт 19.10 Договора аренды, предусматривающего осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановления, ухода за лесом и лесоразведением на лесном участке на условиях, в объемах и сроках, которые указаны в Проекте освоения лесов не могут быть приняты во внимание.

Согласно пункта 8 Правил лесовосстановления № 1024 от 29 декабря 2021 г. в целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или предназначенных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 41 к Правилам.

Учет земель, предназначенных для лесовосстановления, производится по результатам обследования, данным государственного лесного реестра, лесоустроительной документации, материалам специальных изысканий, исследований или иных специальных обследований, при отводе лесосек и осмотре мест осуществления лесосечных работ (осмотре лесосек) (пункт 9 Правил лесовосстановления № 1024). Ранее аналогичные положения содержали Правила лесовосстановления № 1014 (пункт 9).

Таким образом, объем лесовосстановительных работ определен по результатам осмотра лесосек, на которых производились вырубки ООО "Добрянский ЛПК" и определены способы лесовосстановления.

Также не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного ООО "Добрянский ЛПК" административного правонарушения и ссылка законного представителя на пункт 19 Правил лесовосстановления № 1024.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, решения вышестоящего должностного лица административного органа, решения судьи районного суда, в жалобе не приведено, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов при рассмотрении настоящей жалобы судьей краевого суда не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об

Судья районного суда, установив, что ООО "Добрянский ЛПК" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, изложив части 1 и 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополненные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом № 70-ФЗ от 26 марта 2022 г., снизил размер административного штрафа до 100000 рублей.

Указанные выводы судьи районного суда о применении частей 1 и 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания ООО "Добрянский ЛПК" являются не верными, по следующим основаниям.

В соответствии с примечанием к статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

На основании части 4 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Судьей районного суда, не принято во внимание, что учитывая примечание к статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положения статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания ООО "Добрянский ЛПК" за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применению не подлежат, в связи с чем данные выводы подлежат исключению из описательно-мотивировочной постановления.

Исключение указанных выводов не влечет отмену или изменение обжалуемого постановления в связи с невозможностью ухудшения правового положения лица, в отношении которого вынесен судебный акт.

Учитывая положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеются исключительные обстоятельства назначения административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание, назначенное ООО "Добрянский ЛПК" менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Несмотря на указания законного представителя и защитника, постановление о привлечении ООО "Добрянский ЛПК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом административного органа в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Добрянский ЛПК" допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления и решения должностных лиц административного органа и решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20 декабря 2022 г., решение начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30 января 2023 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 августа 2023 г., оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Добрянский лесоперерабатывающий комбинат" Рогальникова Владимира Ивановича - без удовлетворения.

Судья: подпись.

72-455/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Добрянский лесоперерабатывающий комбинат"
Другие
Рогальников Владимир Иванович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Савельев Андрей Александрович
Статьи

ст.8.27 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--perm.sudrf.ru
07.09.2023Материалы переданы в производство судье
25.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023Дело оформлено
28.09.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее