Гр. дело 2-394/2022
УИД 51RS0007-01-2023-000285-38
Мотивированное решение составлено 10 марта 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2023 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Тычинской Т.В.
при секретаре Зубакиной А.А.
с участием помощника прокурора г. Апатиты Мурманской области Лустача К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Апатиты в интересах муниципального образования город Апатиты в защиту неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Апатиты в интересах муниципального образования город Апатиты обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой города Апатиты был проведен анализ состояния бесхозяйных объектов на территории города Апатиты, по результатам которого было установлено наличие бесхозяйного имущества на территории города Апатиты, подлежащего принятию в муниципальную собственность, а именно, на территории г.Апатиты расположен объект недвижимого имущества – автомобильный проезд, кадастровый номер <.....> (дата постановки на кадастровый учет 20.08.2021), протяженностью 37 м, расположенный по адресу: <адрес> (далее - Объект), обладающий признаками бесхозяйного имущества. Постановлением Администрации города Апатиты указанный объект признан бесхозяйным объектом недвижимого имущества и включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области. Отсутствие права муниципальной собственности нарушает права неопределённого круга лиц, пользующих проездом, на безопасность дорожного движения, поскольку собственник вышеуказанного объекта недвижимости не определен.
Просит признать право собственности муниципального образования муниципального округа город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого имущества – автомобильный проезд, кадастровый номер 51:14:0030201:2671 (дата постановки на кадастровый учет 20.08.2021), протяженностью 37 м, расположенный по адресу: <адрес>.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявление и настаивал на его удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Апатиты в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, принятие решения оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть заявление в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – Комитет по управлению имуществом Администрации города Апатиты в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, против удовлетворения заявления не возражает, просит рассмотреть заявление в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку решение по настоящему делу не затрагивает имущественных интересов Российской Федерации. Дополнительно указал, что в Реестре федерального имущества не учитывается спорный объект недвижимого имущества.
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что в Реестре государственного имущества в Мурманской области не учитывается спорный объект недвижимого имущества.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с нормами статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так же другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 названного кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Органом местного самоуправления, наделенным правом реализации политики в области имущественных и земельных отношений на территории г. Апатиты, является Комитет по управлению имуществом Администрации г.Апатиты Мурманской области.
Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области, утвержденному Советом депутатов города Апатиты от 28 апреля 2015 года №101, задачами КУИ Администрации г.Апатиты Мурманской области является, в частности, обеспечение защиты имущественных интересов г.Апатиты в соответствии законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и муниципальными правовыми актами, осуществление контроля на территории г.Апатиты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и муниципальными правовыми актами г.Апатиты.
Согласно п.п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Согласно п. 3.1.6 упомянутого Положения КУИ Администрации г.Апатиты выявляет бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории города Апатиты, готовит документы по постановке его на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и направляет в указанный орган соответствующее заявление, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности города Апатиты на данное имущество.
Из материалов дела следует, что комиссией, назначенной распоряжением Администрации г. Апатиты от 18 декабря 2020 года №264-р, был установлен объект – <.....>, протяженностью 37 м., расположенный по адресу: <адрес>, признаки которого указывают на возможность его отнесения к бесхозяйному.
По сведениям Министерства имущественных отношений и Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия объект по указанному адресу в реестре государственного имущества Мурманской области не учитывается.
Согласно информации ГОБУ «Центр технической инвентаризации» и Управления Росреестра по Мурманской области регистрация права собственности на автомобильный проезд, кадастровый номер <.....> (дата постановки на кадастровый учет 20.08.2021), протяженностью 37 м., расположенный по адресу: <адрес>, не производилась.
На основании установленных обстоятельств, учитывая возложенные на Комитет по управлению имуществом Мурманской области функции, указанным органом местного самоуправления принято постановление от 29 октября 2019 года №358, которым спорный Объект признан бесхозяйным, включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Таким образом, спорный объект недвижимости относится к бесхозяйному недвижимому имуществу. Объект находится на территории города Апатиты и требует надлежащего содержания.
Согласно выписке из ЕГРН, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по Мурманской области, сведения о зарегистрированных правах на спорное сооружение – автомобильный проезд, кадастровый номер <.....> (дата постановки на кадастровый учет 20.08.2021), протяженностью 37 м, расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют.
Согласно справке КУИ Администрации г.Апатиты по состоянию на 19 октября 2019 года объект недвижимого имущества – автомобильный проезд, кадастровый номер <.....>, протяженностью 37 м., расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности г.Апатиты не учитывается.
Как установлено в судебном заседании, с даты постановки указанного сооружения на учет в качестве бесхозяйной вещи – 28 августа 2021 года, до даты обращения заявителя в суд с заявлением по настоящему делу – 09 февраля 2023 года, правопритязаний на данный объект недвижимости заявлено не было, действия по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйной вещи в установленном порядке не оспорены.
Таким образом, учитывая отсутствие спора о праве, а также то, что спорный объект является бесхозяйным, поставлен на учет в установленном порядке, при этом какие-либо правопритязания со стороны третьих лиц на объект отсутствуют, суд считает возможным признать право муниципальной собственности на объект недвижимости – тротуар, кадастровый номер <.....> (дата постановки на кадастровый учет 20.08.2021), протяженностью 37 м., расположенный по адресу: <адрес> от придомовой территории дома №38 по ул.Ферсмана к зданию МАДОУ №15.
При этом суд учитывает, что отсутствие права муниципальной собственности нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся проездом, на безопасность дорожного движения. Поскольку собственник вышеуказанного объекта недвижимого имущества не определен, контроль за сооружением не осуществляется, в связи с чем, имеется вероятность причинения вреда жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора города Апатиты в интересах муниципального образования город Апатиты в защиту неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования муниципального округа город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого имущества – автомобильный проезд, кадастровый номер <.....>, протяженностью 37 м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности муниципального образования муниципального округа г.<адрес>, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т. Ю. Тычинская