Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1383/2023 ~ М-1194/2023 от 18.09.2023

                                           УИД: 66RS0057-01-2023-001558-81

                                                                                                       Дело №2-1383/2023

Мотивированное решение составлено 8 ноября 2023 года

.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        31 октября 2023 года                                                             г. Талица

        Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

    судьи Жерновниковой С.А.,

    с участием помощника прокурора Талицкого района Чазовой Н.Д.

    при секретаре Черновой Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Талицкого городского округа, Муниципальному казенному образовательному учреждению «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа», об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности объектов (территорий), обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета проведение указанных мероприятий,

у с т а н о в и л:

прокурор Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с приведенным выше иском к ответчикам.

Свои требования он обосновал тем, что прокуратурой Талицкого района проведен анализ исполнения требований законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних при подготовке образовательных организаций к новому 2023/2024 учебному году в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: ул. Ленина, 16, с. Вновь-Юрмытское, Талицкий район, Свердловской области (далее - МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится, в том числе, создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 69 нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Статья 4 Федерального закона № 123-ФЗ определяет техническое регулирование в области пожарной безопасности как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1).

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с поименованным законом, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2 названной статьи).

Своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного федерального закона, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности (пункт 1 части 3 этой же статьи).

В части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что в случае, если положениями данного федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97) предъявляются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих его положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих норм названного закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм принято Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации).

В нарушение ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 3.21.СНиП 2.08.02-85 «Общественные здания и сооружения» в МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ», по адресу: ул. Ленина, 16, с. Вновь-Юрмытское, Талицкий район, Свердловской области, на объекте защиты (здание школы) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, в части отсутствия эвакуационного освещения в здании школы. (п.23, п. 37).

Также на вышеуказанном объекте в нарушение ст. 6 ФЗ от 22.07.2018 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» наружные лестницы не соответствуют требованиям пожарной безопасности, в связи с тем, что уклон лестницы составляет более 60 градусов, проступи выполнены из арматуры.

В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Указанному в полной мере корреспондируют положения п. 7 ст. 2 и ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» о приоритете мер предупреждения терроризма, обеспечения безопасности общества и личности, безусловной обязанности юридических лиц обеспечивать выполнение требований антитеррористической и иной защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве.

Конкретные требования организационного и технического характера к обеспечению защиты от угроз мест массового пребывания людей в целом и образовательных организаций в частности определены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), Требования).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В ходе проведенной проверки установлено, что МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» в соответствии с паспортом безопасности присвоена 4 категория опасности.

В связи с чем, в общеобразовательной организации в обязательном порядке должны осуществляться мероприятия, предусмотренные п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д»).

Вместе с тем, в нарушение изложенных норм закона и принятых в развитие подзаконных нормативных актов соблюдение указанных требований в МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» не обеспечено.

В соответствии с п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Прокуратурой района установлено, что объекты (территории) МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ», расположенные по адресам: ул. Ленина, 16, ул. Победы, 14 с. Вновь-Юрмытское, ул.Береговая, 3 д. Панова,Талицкий район, Свердловской области, не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Непринятие мер по приведению здания и территории школы в соответствие с требованиями антитеррористической защищенности нарушает право учащихся и иных лиц, посещающих школу, а также работников данной образовательной организации на защиту жизни, здоровья, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а также свидетельствует о неисполнении образовательной организацией обязанностей, возложенных на нее ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имущество на праве оперативного управления и несет ответственность в установленном законом порядке за жизнь и здоровье учащихся и работников.

Организация антитеррористической защищенности, пожарной безопасности МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» направлена на защиту жизни и здоровья неограниченного круга лиц.

Невыполнение образовательным учреждением обязанности по созданию условий, соответствующих требованиям пожарной безопасности, антитеррористической защищенности не позволяет в полной мере обеспечить охрану жизни и здоровья несовершеннолетних при пребывании в образовательном учреждении.

Согласно пп. 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны здоровья, обучающихся и работников образовательной организации.

Одновременно с этим, в силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п.п. 4, 13 Устава МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» учредителем образовательной организации является Талицкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Талицкого городского округа. Финансовое обеспечение деятельности образовательной организации осуществляется за счет средств бюджета Талицкого городского округа на основании бюджетной сметы в пределах ассигнований.

Главным распорядителем бюджетных средств в    отношении подведомственных муниципальных учреждений является     Управление образования администрации Талицкого городского округа (п. 9 Положения «Об Управлении образования администрации Талицкого городского округа»).

Таким образом, на Управлении образования администрации Талицкого городского округа лежит обязанность по осуществлению финансирования деятельности МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ», в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений образовательной организации, обустройство прилегающей к ней территорий в соответствии с требованиями безопасности.

Права граждан, в том числе несовершеннолетних, на благоприятные условия жизни находятся в перечне объектов прокурорского надзора, соответственно на основании ч. 4 ст. 27 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 26, 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ч. 1 ст. 45, ст. 131-132 ГПК РФ, прокурор Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц просит обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: ул. Ленина, 16 с. Вновь-Юрмытское Талицкого района Свердловской области, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно: установить металлические наружные лестницы в соответствии с требованиями СП 1.3130.2020; на объекте защиты обеспечить эвакуационное освещение эвакуационных путей и выходов.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), по адресам: ул. Ленина, 16, ул. Победы, 14 с. Вновь-Юрмытское, ул.Береговая, 3 д. Панова, Талицкий район, Свердловской области, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать Управление образования администрации Талицкого городского округа в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), требований пожарной безопасности, указанных в пунктах 1,2.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил:

Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности со дня вступления решения в законную силу, а именно: на объекте, расположенном по адресу: ул. Ленина, 16, с. Вновь-Юрмытское, Талицкий район, Свердловская область, установить металлические наружные лестницы в соответствии с требованиями СП 1.13130.2020, на объекте защиты обеспечить эвакуационное освещение эвакуационных путей и выходов;

Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.01.2025 обеспечить выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), а именно: оборудовать здания объектов, расположенных по адресу: ул. Победы, 14, ул. Ленина, 16, с. Вновь- Юрмытское, Талицкий район, Свердловская область системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

Обязать Управление образования Администрации Талицкого городского округа в срок до 01.05.2024 обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» для выполнения мероприятий по    обеспечению требований пожарной безопасности, указанных в п. 1.

Обязать Управление образования Администрации Талицкого городского округа в срок до 01.01.2025 обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» для выполнения    мероприятий по    обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), указанных в п. 2

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Чазова Н.Д. на удовлетворении заявленных исковых требований, с учетом их уточнения настаивала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, полагая, что допущенные нарушения противопожарной и антитеррористической безопасности являются грубыми и представляют реальную угрозу для несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении.

Представитель ответчика Управления образования Администрации Талицкого городского округа в судебном заседании отсутствовал. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и в срок, представив заявление в котором указал, что заявленные    исковые требования признает в полном объеме, добровольно, последствия признания иска, предусмотренные ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснены и понятны, просит рассмотреть дело без ее участия (л.д.73).

Представитель ответчика МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» в судебном заседании отсутствовал. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и в срок, от нее поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия (л.д.55).

Представитель третьего лица ОНД Талицкого УНД и ПР ГУ МЧС России по СО в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок (л.д.56), отзыв не представил.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия представителя истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится, в том числе, создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; выполнение рабом оказание услуг в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ нормативное правое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленным регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасное осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О технически регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Статья 4 Федерального закона № 123-Ф3 определяет техническое регулирование в области пожарной безопасности как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1).

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с поименованным законом, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2 названной статьи).

Своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного федерального закона, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности (пункт 1 части этой же статьи).

В части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что в случае, если положениями данного федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 81 частей 1.1 и 1.2 статьи 97) предъявляются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих его положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления, в силу соответствующих норм названного закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - ФЗ № 184) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Согласно п.54 указанных Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

         В соответствии с п. 6.7.1 ГОСТ Р 59639-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (далее - ГОСТ Р 59639-2021) не допускается эксплуатация технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы.

В соответствии с п. 6.7.4 ГОСТ Р 59639-2021 для технических средств СОУЭ устанавливают сроки периодичности плановой замены в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет.

Пунктом 6.6.4 ГОСТ Р 59639-2021установлены следующие сроки по замене технических средств систем пожарной сигнализации:

- ИП- в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;

- приборы и их компоненты, ИБЭ (за исключением элементов питания) – 10 лет;

-аккумуляторные свинцовые батареи - в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет, а также при снижении фактической емкости не менее чем на 80% от номинальной;

-неперезаряжаемые литиевые батареи – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;

-вспомогательные технические средства пожарной автоматики – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;

-кабельная продукция – в соответствии с технической документацией.

В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Нормами п. 7 ст.2 и ч.3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и п. 4 ст.2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» установлены приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечения безопасности общества и личности, безусловной обязанности юридических лицо обеспечивать выполнение требований антитеррористической и иной защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве.

Согласно п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (далее – Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)) антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения, на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий), на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

П.п. 4. п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Как установлено судом, МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» является юридическим лицом, имеющим расположение по адресу: ул. Победы, д.14 с. Вновь-Юрмытское, Талицкий район, Свердловская область, основной вид деятельности образовательные услуги, образование средне общее (л.д.23-33).

В период с 26 июня по 04 августа 2023 года муниципальной межведомственной комиссией проведена проверка по оценке готовности муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Администрации Талицкого городского округа к началу 2023/2024 учебного года. При обследовании МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» установлено отсутствие оборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (л.д.13,14)

Согласно сведениям Главного управления МЧС России по Свердловской области от 07.08.2023 № ИВ-226-4-44-17 по объектам образования Талицкого района, на которых имеются нарушения требований пожарной безопасности (включая неисполнение выданных предписаний) в нарушение п.п.23,37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, а также в нарушение ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.4.2, п.5.2.16 СП 1.13130.2009 ( п.4.4.3, п.5.1.1,п. 7.1.2 СП 1.13130.2020 на объекте защиты МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» (дошкольная группа) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, в части отсутствия эвакуационного освещения в здании школы, а также металлические наружные лестницы (3 типа) не соответствуют требованиям пожарной безопасности (уклон лестницы более 60 градусов, проступи выполнены не сплошными а из арматуры) и не обеспечивают безопасность людей при эвакуации (л.д. 18-22).

По информации ОМВД России по Талицкому району от 16.08.2023 № 13382 МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» в перечень образовательных организаций имеющих системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не входит (л.д.15-16).

Согласно Положению «Об управлении образования Администрации Талицкого городского округа» Управление образования Талицкого городского округа, являясь главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных учреждений, к числу которых согласно Устава относится МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ», не обеспечило финансирование деятельности учреждения, в том числе содержание зданий и сооружений указанного учреждения, обустройство прилегающей территории в соответствии с требованиями безопасности.

На момент рассмотрения дела, сведения об устранении выявленных в ходе проверки нарушениях требований пожарной безопасности и требований по антитеррористической защищенности объектов (территорий) МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» у суда отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ» является общеобразовательным учреждением, помещения и территория которого должны быть безопасны для лиц, находящихся в нем, заявленные требования прокурора Талицкого района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

        Исковые требования прокурора Талицкого района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, требований по антитеррористической защищенности объектов (территорий), к Управлению образования Талицкого городского округа (ОГРН: 1026602235032) об обязании обеспечить финансирование указанных мероприятий за счет средств местного бюджета удовлетворить в полном объеме.

Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН: 1026602235615):

устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: ул. Ленина, 16, с. Вновь-Юрмытское, Талицкий район, Свердловская область, в течении 6 месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу установить на нем металлические наружные лестницы в соответствии с требованиями СП 1.13130.2020, на объекте защиты обеспечить эвакуационное освещение эвакуационных путей и выходов;

обеспечить выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), в срок до 1 января 2025 года       оборудовать здания объектов, расположенных по адресу: ул. Победы, 14, ул. Ленина, 16, с. Вновь- Юрмытское, Талицкий район, Свердловская область, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

Обязать Управление образования Талицкого городского округа (ОГРН: 1026602235032):

в срок до 1 мая 2024 обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета мероприятий по    обеспечению требований пожарной безопасности (установить металлические наружные лестницы в соответствии с требованиями СП 1.13130.2020, на объекте защиты обеспечить эвакуационное освещение эвакуационных путей и выходов) в здании МКОУ «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу ул. Ленина, 16, с. Вновь-Юрмытское, Талицкий район, Свердловская область;

в срок до 1 января 2025 года обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета мероприятий по оборудованию здания МКОУ «Вновь-Юрмытская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу ул. Ленина, 16, с. Вновь-Юрмытское, Талицкий район, Свердловская область, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

                                         Судья                 .                    С.А. Жерновникова

2-1383/2023 ~ М-1194/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Талицкого района
Ответчики
МКОУ "Вновь-Юрмытская СОШ"
Управление образования администрации ТГО
Другие
ОНД Талицкого ГО, Тугулымского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области
Суд
Талицкий районный суд Свердловской области
Судья
Жерновникова Светлана Александровна
Дело на странице суда
talicky--svd.sudrf.ru
18.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2023Передача материалов судье
22.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
17.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее