дело № 2-325/2024 (№ 2-2205/2023)
УИД: 67RS0001-01-2023-003998-69
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2024 года г. Смоленск
Заднепровский районный суд г. Смоленска в составе:
председательствующего судьи Богдановой О.П.,
при секретаре Куряковой А.О.,
с участием помощника прокурора Починковского района Смоленской области Тяпкова Е.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области - Васильевой Е.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации МО «Починковский район» Смоленской области - Блиновой Л.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Спецавтохозяйство» - Редченкова А.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Починковского района Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Экорубеж-С» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, обеспечить дальнейшее использование земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования данных земельных участков,
установил:
прокурор Починковского района Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Экорубеж» (далее - ООО «Экорубеж-С») о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, обеспечить дальнейшее использование земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования данных земельных участков.
В обоснование заявленных требований прокурор Починковского района Смоленской области указал, что в результате произведенной 24.10.2023 прокуратурой Починковского района Смоленской области с участием специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области и Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области проверки исполнения обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, требований земельного законодательства на территории бывшего спиртзавода, расположенного по адресу: Смоленская обл., Починковский район, <адрес>, установлено, что данная территория бывшего спиртзавода соответствует земельным участкам с кадастровыми номерами: №. Площадь участков: 40825 кв.м., 17400 кв.м. (соответственно ранее установленной очередности). Категория земель данных участков -земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: под производственной базой; для расширения производственной базы (соответственно ранее установленной в тексте очередности).
Собственником данных земельных участков с 15.12.2022 является юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Экорубеж-С» (далее - ООО «Экорубеж-С» (ИНН: 6732179364; ОГРН: 1196733009197).
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ООО «Экорубеж-С» осуществляет хозяйственную деятельность с 30.04.2019. Основным видом деятельности ООО «Экорубеж-С» согласно ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЭС Ред. 2) является обработка и утилизация неопасных отходов (код 38.21). Данная организация имеет лицензию от 14.09.2020 № 67-9616-Т на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Осмотром территории бывшего спиртзавода, расположенной по адресу: Смоленская обл., Починковский р-он, д. <адрес>, соответствующей земельным участкам с кадастровыми номерами: № установлено, что фрагментарно на земельном участке без покрытия размещены навалы (смесь отходов из жилищ крупногабаритных и отходов строительства и ремонта измельченная: ФККО - 7 41 211 11 71 4) строительного мусора (бой кирпича, шифера, стекла, керамической плитки, куски фанеры, гипсокартона, пенопласта, линолеума, пластиковых панелей, оконные рамы и дверные короба, поддоны, древесные металлический профиль, куски ламинированной доски) и крупногабаритные отходы (деревянные стулья, диваны, ватные матрацы, крупная и мелкая бытовая техника, ванная), также встречаются отходы металлических запчастей от транспортной техники, бывшие в эксплуатации, кузовные детали автотранспорта, бой автомобильного стекла с кантом, пластиковые канистры от моторных масел, отработанные автомобильные покрышки.
В большей степени территория захламлена навалами несортированной массы отходов. Осмотром указанных навалов установлено наличие отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, сопоставимых с коммунальными отходами на производстве, отходами при предоставлении услуг населению (ФККО 7 30 000 00 00 0): отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) ФККО - 7 31 110 01 72 4.
Территория бывшего спиртзавода, расположенная по адресу: Смоленская обл., Починковский р-он, д. <адрес>, соответствующая земельным участкам с кадастровыми номерами: № к объекту, внесенному в государственный реестр объектов размещения отходов не относится. В государственном реестре объектов размещения отходов отсутствует.
Также, проверкой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № используются собственником не по целевому назначению. Вид разрешенного использования: под производственной базой; для расширения, производственной базы (соответственно ранее установленной в тексте очередности).
Таким образом, невыполнение вышеизложенных требований федерального законодательства привело к скоплению отходов на почве и загрязнению окружающей природной среды, созданию антисанитарных условий, что ставит под угрозу законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, ссылаясь ст.ст. 36, 42, 58 Конституции, на ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2201-1, ст. ст. ст. 3, 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующие требования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ст. 4.1, ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», регулирующих запрет размещение отходов на объектах, не внесенных в государственных реестр объектов размещения отходов, ст. ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 45 ГПК РФ, п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, положения соглашения от 06.04.2018 г., заключенного между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и АО «Спецавтохозяйство», прокурор Починковского района Смоленской области, просит:
- обязать ООО «Экорубеж-С» (ИНН 6732179364; ОГРН 1196733009197) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории бывшего спиртзавода, расположенной по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. <адрес>, соответствующей земельным участкам с кадастровыми номерами: №, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства;
- обязать ООО «Экорубеж-С» (ИНН 6732179364; ОГРН 1196733009197) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить дальнейшее использование земельных участков с кадастровыми номерами: № в соответствии с видами разрешенного использования данных земельных участков.
Помощник прокурора Починковского района Смоленской области Тяпков Е.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, указал, что не возражает относительно вынесения заочного решения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области Васильева Е.Ю., Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Блинова Л.А. и АО «Спецавтохозяйство» Редченков А.Ю. настаивали на удовлетворении данного иска прокурора Починковского района Смоленской области.
Ответчик ООО «Экорубеж-С», извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки не сообщило, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовало.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика с согласия представителя истца в порядке заочного производства по правилам главы 22 ГПК РФ.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с положениями ч. 1, ч. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными - ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды урегулированы Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы, в том числе производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон т 24.06.1998 № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Понятие несанкционированной свалки содержится в п. 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В силу п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с положениями ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (Зарегистрировано в Минюсте России 8.06.2017 № 47008).
В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с соглашением от 06.04.2018 г., заключенным между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и акционерным обществом «Спецавтохозяйство», организация и осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, подлежит реализации акционерным обществом «Спецавтохозяйство», с присвоения последнему статуса регионального оператора.
Прокуратурой Починковского района Смоленской области с участием специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области и Администрации МО «Починковский район» Смоленской области, 24.10.2023 г. проведена проверка исполнения обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, требованиями земельного законодательства на территории бывшего спиртзавода, расположенного по адресу: Смоленская обл., Починковский район, д. <адрес>, по результатам которой установлено, что данная территория бывшего спиртзавода соответствует земельным участкам с кадастровыми номерами: №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственной базой, для расширения производственной базы. Собственником данных земельных участков с 15.12.2022 г. является юридическое лицо - ООО «Экорубеж-С» и согласно выписки из ЕГРЮЛ, ООО «Экорубеж-С» осуществляет деятельность с 30.09.2019 г., и основным видом деятельности согласно ОКВЭД ОК 029-2014 является обработка и утилизация неопасных отходов (код 38.21) и имеет лицензию от 14.09.2020 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезрежеванию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Осмотром территории бывшего спиртзавода, расположенной по адресу: Смоленская обл., Починковский район, д. <адрес> соответствующей земельным участкам с кадастровыми номерами: № установлено, что фрагментарно на земельном участке без твердого покрытия размещены навалы (смесь отходов из жилищ крупногабаритных и отходов строительства и ремонта измелченная: ФККО - 7 41 211 11 71 4) строительного мусора (бой кирпича, шифера, стекла, керамической плитки, куски фанера гипсокартона, пенопласта, линолеума, пластиковых панелей, оконные рамы и дверные короба, поддоны, древесные отходы, металлический профиль, куски ламинированной доски) и крупногабаритные отходы (деревянные стулья, диваны, ванные матрацы, крупная и мелкая бытовая техника, ванная), а также встречаются отходы металлических запчастей от транспортной техники, бывшие в эксплуатации, кузовные детали автотранспорта, бой автомобильного стекла с кантом, пластиковые канистры от моторных масел, отработанные автомобильные покрышки.
В большей степени территория захламлена навалами несортированной массы отходов. Осмотром указанных навалов установлено наличие отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, сопоставимых с коммунальными отходами на производстве, отходами при предоставлении услуг населению (ФККО 7 30 000 00 00 0): отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) ФККО 7 31 110 01 72 4.
Территория бывшего спитрзавода, расположенная по адресу: Смоленская обл., Починковский район, д. <адрес> с кадастровыми номерами: № к объекту, внесенному в государственный реестр объектов размещения отходов не относится. В государственном реестре объектов размещения отходов отсутствует.
Также, проверкой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: № используются собственником не по целевому значению. Вид разрешенного использования: под производственной базой; для расширения производственной базы (соответственно ранее установленной в тексте очередности).
Данные обстоятельства подтверждаются, в частности, актом по результатам проверки соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а также требований земельного законодательства в отношении объекта - территории бывшего спиртзавода, расположенной по адресу: Смоленская обл., Починковский район, д. <адрес> от 24.10.2023 г., иллюстрационной таблицей визуального осмотра территории бывшего спиртзавода, расположенного по адресу: Смоленская обл., Починковский район, д. <адрес>, справкой по результатам проведения проверки Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области от 24.10.2023 г., протоколом осмотра № 107/14-04 от 18.08.2023, фототаблицей к протоколу осмотра, планом-схемой к протоколу осмотра от 18.08.2023 № 107/14-04.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 5-1/2024 от 18 января 2024 г. Починковским районным судом Смоленской области ООО «Экорубеж-С» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления), ООО «Экорубеж-С» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Сведений о вступлении данного постановления в законную силу не имеется.
Таким образом, невыполнение ООО «Экорубеж-С» вышеизложенных требований федерального законодательства привело к скоплению отходов на почве и загрязнению окружающей природной среды, созданию антисанитарных условий, надлежащие меры по ликвидации несанкционированной свалки ООО «Экорубеж-С» не приняты, что ставит под угрозу законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду.
В связи с изложенным суд удовлетворяет исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Экорубеж-С» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, обеспечить дальнейшее использование земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования данных земельных участков и считает необходимым обязать ООО «Экорубеж-С» (ИНН 6732179364; ОГРН 1196733009197) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории бывшего спиртзавода, расположенной по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. <адрес>, соответствующей земельным участкам с кадастровыми номерами: №, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства, обязать ООО «Экорубеж-С» (ИНН 6732179364; ОГРН 1196733009197) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить дальнейшее использование земельных участков с кадастровыми номерами: 64:14:0460101:19, 67:14:0460101:2 в соответствии с видами разрешенного использования данных земельных участков.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд также взыскивает с ООО «Экорубеж-С» в доход бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб., от уплаты которой при подаче искового заявления прокурор Починковского района Смоленской области был освобожден на основании подп. 19 п. 1 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Экорубеж-С» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, обеспечить дальнейшее использование земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования данных земельных участков удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Экорубеж-С» (ИНН 6732179364; ОГРН 1196733009197) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории бывшего спиртзавода, расположенной по адресу: Смоленская область, Починковский район, д. <адрес>, соответствующей земельным участкам с кадастровыми номерами: №, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Экорубеж-С» (ИНН 6732179364; ОГРН 1196733009197) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить дальнейшее использование земельных участков с кадастровыми номерами: № в соответствии с видами разрешенного использования данных земельных участков.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Экорубеж-С» (ИНН 6732179364; ОГРН 1196733009197) в доход бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение семи дней со дня вручения им копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.П. Богданова
Мотивированное заочное решение суда изготовлено 7 февраля 2024 года.