Дело №12-365/2020
УИД 18RS0003-01-2020-002943-37
РЕШЕНИЕ
24 ноября 2020 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Пашкина О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «Монолит» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Рябовой А.Н. от 19 июня 2020 года <номер> о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «Монолит» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Рябовой А.Н. от 19 июня 2020 года <номер> ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» подана жалоба, в которой заявитель просит изменить обжалуемое постановление путем замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку нарушение закона устранено.
Законный представитель ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, с заявлениями об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался. На основании ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Специализированный Застройщик «Монолит».
Защитник ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» Щербаков А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, не оспаривая наличие состава административного правонарушения, просил изменить обжалуемое постановление путем замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Выслушав защитника, изучив жалобу ООО «Специализированный Застройщик «Монолит», будучи не связанной с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний. Указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работы в качестве крановщика (машиниста крана) входят в Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н.
Работники, труд которых связан с работами на высоте, подлежат психиатрическому освидетельствованию на основании постановления Правительства РФ от 28.04.1993 №377 «О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Указанные требования порядка допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей, связанных с работами на высоте, ООО «Специализированный Застройщик «Монолит», являющимся работодателем и ответственным в силу этого за его соблюдение, не учтены, что явилось основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Как следует из представленных материалов и установлено должностным лицом, ООО «Специализированный Застройщик «Монолит», будучи работодателем, в январе и феврале 2020 года допустило к исполнению трудовых обязанностей машиниста башенного крана Шарипкова А.А. без прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра, а также психиатрического освидетельствования.
Факт совершения ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, при изложенных обстоятельствах зафиксирован в постановлении по делу об административном правонарушении от 19 июня 2020 года <номер>, вынесенном главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Рябовой А.Н. и соответствующем требованиям ст. 29.10 КоАП РФ; протоколе об административном правонарушении от 19 июня 2020 года <номер>, составленном главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Рябовой А.Н., отвечающем требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а также имеющихся материалах дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих недопустимость имеющихся в деле доказательств, судьей не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Специализированный Застройщик «Монолит», имея возможность для соблюдения норм трудового законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, а потому обоснованно подвергнуто административному наказанию за совершение вышеописанного деяния.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения юридическим лицом требований трудового законодательства, материалы дела не содержат и судье не представлено.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и виновность ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Доказательства оценены должностным лицом всесторонне, полно, объективно в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При квалификации деяния ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» должностное лицо дало правильную юридическую оценку содеянному.
Из представленных материалов не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица о доказанности вины ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Оснований для признания административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, малозначительным не имеется, поскольку совершенное ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» административное правонарушение связано с посягательством на трудовые права работника в сфере охраны труда.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на охрану жизни и здоровья людей, и где каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст.ст. 7, 20, 37 Конституции РФ). Административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением.
Доказательств того, что деяние ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, материалы дела не содержат и судье не представлено.
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом не допущено процессуальных нарушений, которые бы не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Должностным лицом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
Вместе с тем, оценивая назначенное ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» административное наказание, судья приходит к выводу, что оно не является соразмерным содеянному и не отвечает принципам дифференцированности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, соответствия характеру совершенного административного правонарушения.
Санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В то же время, частью 3 статьи 1.4 КоАП РФ допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Так, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Из буквального содержания ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» включено в указанный реестр и является микропредприятием. Административное правонарушение совершено ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» впервые при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Нарушение трудового законодательства юридическим лицом устранено, работник Шарипков А.А. прошел медицинский осмотр 17 марта 2020 года, а психиатрическое освидетельствование – 12 марта 2020 года. Доказательств обратного материалы дела не содержат и в судебном заседании не представлено. Административное правонарушение выявлено должностным лицом в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде административного штрафа предупреждением.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судья приходит к выводу, что имеются достаточные основания для удовлетворения жалобы ООО «Специализированный Застройщик «Монолит» и изменения постановления должностного лица в части назначенного наказания в виде административного штрафа путем его замены на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «Монолит» удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Рябовой А.Н. от 19 июня 2020 года <номер> о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «Монолит» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить, заменив административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Рябовой А.Н. от 19 июня 2020 года <номер> оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Судья Пашкина О.А.