УИД № 11RS0001-01-2024-003874-14 |
Дело № 12-116/2024 |
(в суде первой инстанции № 5-493/2024) |
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре судебного заседания Сметаниной Е.Ф., рассмотрев 24 апреля 2024 года в городе Сыктывкаре, Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар»,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Выражая несогласие с постановленным по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении судебным актом защитником администрации МО ГО «Сыктывкар» Налимовой Т.Ю. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене процессуального акта, со ссылкой на то, что администрацией в рамках исполнительного производства предприняты и осуществлены все зависящие от неё меры, направленные на исполнение решения суда, кроме того, указано на малозначительность совершённого правонарушения.
Заслушав объяснения представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Налимовой Т.Ю., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Из обстоятельств дела, правильно установленных судьей городского суда следует, что решением Сыктывкарского городского суда по делу № <Номер обезличен> от 21 марта 2017 года, вступившим в законную силу 22 июня 2017 года, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества «Човские зори», подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний в срок до 31 декабря 2017 года.
На основании указанного решения суда выдан исполнительный документ - исполнительный лист ФС № <Номер обезличен> от 05 июля 2017 года.
15 января 2018 года на основании указанного исполнительного листа в МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен>. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику АМО ГО «Сыктывкар» и получено им под штамп входящей корреспонденции 17 января 2018 года.
20 февраля 2018 года в рамках исполнительного производства № <Номер обезличен> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Исполнительский сбор оплачен 03 сентября 2019 года.
12 июля 2019 года постановлением начальника МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми должник администрация МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
31 января 2020 года исполнительное производство № <Номер обезличен> окончено на основании пункта 2 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с предоставлением должнику администрации МО ГО «Сыктывкар» отсрочки исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № <Номер обезличен> сроком до 09 августа 2020 года.
После истечения срока предоставленной судом отсрочки исполнения решения суда, и в связи с неисполнением указанного решения, исполнительный документ ФС № <Номер обезличен> от 05 июля 2017 года 11 сентября 2020 года повторно предъявлен на принудительное исполнение.
14 сентября 2020 года на основании указанного исполнительного листа в МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен>. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику администрации МО ГО «Сыктывкар» и получено им под штамп входящей корреспонденции 15 сентября 2020 года.
10 декабря 2020 года постановлением врио начальника МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми должник администрация МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
30 апреля 2021 года постановлением врио начальника МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми должник администрация МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
15 сентября 2023 года исполнительное производство № <Номер обезличен> окончено на основании пункта 2 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с предоставлением должнику администрации МО ГО «Сыктывкар» отсрочки исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № <Номер обезличен> сроком до 01 июля 2023 года.
После истечения срока предоставленной судом отсрочки исполнения решения суда, и в связи с неисполнением указанного решения, исполнительный документ ФС № <Номер обезличен> от 05 июля 2017 года 19 июля 2023 года повторно предъявлен на принудительное исполнение.
20 июля 2023 года на основании указанного исполнительного листа в МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен> (<Номер обезличен>).
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику администрации МО ГО «Сыктывкар» и получено им под штамп входящей корреспонденции 21 июля 2023 года.
В соответствии с требованиями приказа ФССП России от 08 июля 2022 года № 434 «Об утверждении Положения о Главном межрегиональном (специализированном) управлении ФССП» Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП является специализированным территориальным органом ФССП России межрегионального уровня, к компетенции должностных лиц которого относится ведение исполнительных производств неимущественного характера в отношении должников- бюджетополучателей.
Структурным подразделением ГМУ ФССП России, осуществляющим ведение указанной категории исполнительных производств на территории Республики Коми, в силу требований приказа ФССП России от 20 апреля 2023 года № 283 «О внесении изменений в структуру и штатное расписание Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП» и пункта 2.1.1 Положения, утвержденного приказом ГМУ ФССП России от 17 мая 2023 года № 69, является СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России.
В соответствии с постановлением врио директора ФССП России от 14 июля 2023 года № <Номер обезличен> исполнительные производства, находившиеся на исполнении в МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми переданы для дальнейшего исполнения в СОСП по Республике Коми.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июля 2023 года по делу № <Номер обезличен> (№ <Номер обезличен>) администрации МО ГО «Сыктывкар» предоставлена отсрочка исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № <Номер обезличен> на срок до 01 октября 2023 года. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 09 ноября 2023 года указанное определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми отменено, в предоставлении отсрочки отказано.Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2023 года по делу № <Номер обезличен> (№ <Номер обезличен>), вступившим в законную силу 20 декабря 2023 года, администрации МО ГО «Сыктывкар» предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № <Номер обезличен> на срок до 01 января 2024 года.
18 января 2024 года в рамках исполнительного производства № <Номер обезличен> должнику администрации МО ГО «Сыктывкар» вручено требование судебного пристава-исполнителя от 15 января 2024 года № <Номер обезличен> об исполнении решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № <Номер обезличен> в срок до 01 февраля 2024 года.
Из ответа администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31 января 2024 года следует, что администрация МО ГО «Сыктывкар» регулярно обращается в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № <Номер обезличен>. Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2023 года администрации МО ГО «Сыктывкар» предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № <Номер обезличен> на срок до 01 января 2024 года. Основной причиной невозможности исполнения решения суда является необходимость создания противопожарного расстояния на землях государственного лесного фонда, на территории которого администрация МО ГО «Сыктывкар» законодательно не имеет права осуществить мероприятия по созданию противопожарного расстояния. В настоящее время совместно с ГУ «Сыктывкарское лесничество» и Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» планируется определить координаты поворотных точек лесного фонда, граничащего с территорией СНТ «Човские зори», в целях вынесения данных точек в натуре с подписанием двустороннего акта на местности.
05 марта 2024 года в 10:00 установлено, что администрация МО ГО «Сыктывкар» требование исполнительного документа и решение суда не исполнила: меры к обеспечению пожарной безопасности территории СНТ «Човские зори», подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний не предприняты.
Факт совершения администрацией правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в совершении вмененного правонарушения подтверждены совокупностью исследованных доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении, копией материалов исполнительного производства: исполнительного листа, постановлениями о возбуждении исполнительного производства, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, требованием от 15 января 2024 года, сведениями о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15, частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также иными материалами, получившими оценку судьи районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств исполнения требований исполнительного документа администрацией не представлено до настоящего времени.
Признавая администрацию МО ГО «Сыктывкар» виновной в совершении вмененного правонарушения, судья городского суда на основании фактических обстоятельств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа срок, в отсутствие на то уважительных причин, не исполнены.
Обстоятельств наличия объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствия вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения, не установлено, принимая во внимание длительность неисполнения судебного постановления, которое составляет не менее 7 лет, многократное совершение административного правонарушения по частям 1,2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то постановление судьи городского суда является законным и обоснованным, оснований его отмены не установлено.
Указанные в обоснование жалобы доводы не указывают на отсутствие в действиях администрации состава вмененного административного правонарушения и не являются основанием для освобождения от административной ответственности, так как совершенное администрацией правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Несогласие защитника администрации МО ГО «Сыктывкар» с оценкой имеющихся в деле доказательств и с приведенным в решении толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о допущении нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В целом, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, назначено администрации МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом конкретных обстоятельств дела, а также характера совершённого административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» оставить без изменения, жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Судья – И.Г. Пристром