Дело №2-352/2022
УИД №21RS0017-01-2022-000391-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2022 года г.Шумерля Чувашской Республики
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Махмутовой Е.В.,
с участием помощника Шумерлинского межрайпрокурора Харитонова Д.Ю.,
представителя ответчика Макаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей ул.Благовещенская д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики об обязании организовать обеспечение к земельным участкам услуг электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц – жителей ул.Благовещенская д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики обратился в суд с иском к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики об обязании со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение к земельным участкам №№46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55 по ул.Благовещенская д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Иск мотивирован тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики по коллективному обращению жителей ул.Благовещенская д.Шумерля в лице представителя ФИО2 по вопросу отсутствия коммуникаций проведена проверка исполнения жилищного законодательства, по результатам которого выявлено бездействие администрации Шумерлинского муниципального округа в обеспечении коммунальными услугами. Проведенной проверкой установлен факт допущенного бездействия со стороны местного самоуправления, выразившегося в не разрешении вопросов местного значения (не обеспечение инженерными коммуникациями по 10 земельным участкам, 3 из которых предоставлены многодетным семьям). В ходе настоящей проверки установлено, что администрацией Шумерлинского муниципального округа с момента предоставления земельных участков, в том числе многодетным семьям (с 2015 года), в нарушение требований п.4 ч.1 ст.16, ч.1 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не организовано обеспечение домов, земельных участков №№46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55 по ул.Благовещенская д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения. С вопросами об обеспечении услугами электро-, газо_ и водоснабжения, водоотведения к вышеуказанным земельным участкам заявители обращались в 2020, 2022 годах. На данные заявления получены ответы от органов местного самоуправления, что работы по обеспечению услугами планируются. По настоящее время работы по строительству сетей электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения к указанным земельным участкам не выполнены, жители указанных улиц услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения не обеспечены. Таким образом, бездействием администрации Шумерлинского муниципального округа, выраженные в невыполнении строительства сетей электро-, газо- и водоснабжения по ул.Благовещенская д.Шумерля нарушены права и интересы неопределенного круга лиц – жителей вышеуказанных земельных участков ул.Благовещенская д.Шумерля.
Помощник Шумерлинского межрайпрокурора Харитонов Д.Ю. в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в иске, не возражал против предоставления ответчику срока для исполнения заявленных требований 6 месяцев.
Представитель ответчика администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики Макарова Н.А. в судебном заседании с иском прокурора согласилась, просила дать срок для исполнения требований прокуратуры 6 месяцев, представила письменный отзыв, из которого следует, что в целях реализации возложенных на органы местного самоуправления муниципального округа полномочий в сфере электроснабжения, Управлением по благоустройству и развитию территорий администрации Шумерлинского муниципального округа заключен муниципальный контракт № ___________ по благоустройству ул.Благовещенская д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики. В рамках данного контракта подрядчиком ООО «Электромонтаж» выполнены работы по обустройству наружного освещения. "___" ___________ г. работы выполнены. Построенные объекты электросетевого хозяйства подлежат вводу в эксплуатацию, передачи в муниципальную собственность и постановке на кадастровый учет, передаче на обслуживание в электросетевую организацию. В целях реализации возложенных на органы местного самоуправления муниципального округа полномочий в сфере водоотведения администрацией Шумерлинского сельского поселения Шумерлинского района Чувашской Республики был заключен муниципальный контракт № ___________ от "___" ___________ г. на строительство наружных сетей канализации жилого микрорайона с малоэтажными и котеджного типа домами ул.Благовещенская в д.Шумерля Шумерлинского района Чувашской Республики (Выполнение работ по строительству объектов водоснабжения и канализации). "___" ___________ г. работы выполнены. Построенные объекты водоснабжения также в ближайшее время подлежат вводу в эксплуатацию для передачи в муниципальную собственность и постановке на кадастровый учет, и дальнейшей передачи их для обслуживания в рамках концессионного соглашения водоснабжающей организации. Неразрешение вопросов местного значения по организации обеспечения к земельным участкам №№48, 50, 53 по ул.Благовещенская д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа услугами электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения вызвано невозможностью за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей. В целях решения данных вопросов администрация Шумерлинского муниципального округа участвует в проектах по инициативному бюджетированию. Так, в рамках инициативного бюджетирования планируется осуществить строительство сетей водоснабжения предварительно на общую сумму 404 000 рублей. Кроме того, в д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа, поэтому обеспечение услугами газоснабжения земельных участков №№46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 54 по ул.Благовещенская д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа возможно в рамках догазификации. Земельные участки №№51, 55 по ул.Благовещенская д.Шумерля подключены к сетям газораспределения в рамках догазификации. Таким образом, администрация Шумерлинского муниципального округа уже сегодня принимает меры по заявленным требованиям.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Пунктом 6 ч.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ).
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления муниципального, городского округа, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения опрелен ст.16 Федерального закона №131-ФЗ.
Включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.
Методическими рекомендациями субъектов Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года №372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
Согласно п.4 ч.1 ст.16, ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее – Закон Чувашской Республики №19) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.7 Устава Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Шумерлинского муниципального округа ЧР от 23 ноября 2021 года №2/2, к вопросам местного значения Шумерлинского муниципального округа относится организация в границах Шумерлинского муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п.1, 5 ч.1, п.п.1, 3 ч.2 ст.3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водосанбжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, следующих целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно п.п.1, 2, 3, 4, 5, 6 ч.1 ст.6 Федерального закона №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст.38 Федерального закона №416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09 ноября 2017 года №2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления положениями п.п.4, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ.
Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве еры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обеспечить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течении определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на органы местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», согласно которому земельные участки, предоставленные многодетной семье для строительства жилого дома, должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой. Отсутствие денежных средств в местно бюджете не может служить основанием для отказа в обеспечении земельного участка необходимой инфраструктурой, поскольку не освобождает административного ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него Федеральным законом №131-ФЗ.
Проведенной проверкой установлен факт допущенного бездействия со стороны органа местного самоуправления, выразившегося в не разрешении вопросов местного значения, а именно в не обеспечении инженерными коммуникациями по 10 земельным участкам, 3 из которых предоставлены многодетным семьям).
В ходе проверки установлено, что администрацией Шумерлинского муниципального округа с момента предоставления земельных участков, в том числе многодетным семьям (с 2015 года), в нарушение требований п.4 ч.1 ст.16, ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ не организован обеспечение домов, земельных участков №№46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55 по ул.Благовещенская д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
С вопросом об обеспечении услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения к земельным участкам №№46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55 по ул.Благовещенская д.Шумерля заявители обращались в 2020, 2022 годах.
Из письма главы Шумерлинского муниципального округа № ___________ от "___" ___________ г. в целях выполнения работ по обеспечению земельных участков инженерными коммуникациями в 2021 году разработана проектно-сметная документация стоимостью 3 млн. рублей. Данная ПСД имеет положительное заключение сметной стоимости работ, для выполнения которых планируется участие в 2022 году в конкурсном отборе «проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку», проводимом Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики. Стоимость работ по строительству инженерной сети составит порядка 266 млн.рублей.
Таким образом, по настоящее время работы по строительству сетей электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения к указанным земельным участкам не выполнены, жители указанных улиц услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения не обеспечены.
Бездействие администрации Шумерлинского муниципального округа, выраженные в невыполнении строительства сетей электро-, газо- и водоснабжения по ул.Благовещенская д.Шумерля нарушает права и интересы жителей вышеуказанных земельных участков ул.Благовещенская д.Шумерля.
При таких обстоятельствах, требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, и с учетом отсутствия возражений со стороны истца установить срок для устранения данных нарушений шесть месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шумерлинского межрайпрокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать обеспечение к земельным участкам №№46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55 по ул.Благовещенская д.Шумерля Шумерлинского муниципального округа услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи в Шумерлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2022 года.
Судья Н.Б. Миронова