Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-728/2022 от 01.07.2022

Дело № 12-728/2022

УИД № 27RS0008-01-2021-002111-22

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1 сентября 2022 года г. Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска ФИО5, рассмотрев жалобу защитника ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 Х от ДАТА по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РН-Комсомольский НПЗ»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 Х от ДАТА Общество с ограниченной ответственностью «РН-Комсомольский НПЗ» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере рублей.

Указанным постановлением ООО «РН-Комсомольский НПЗ» признано виновным в том, что в нарушение установленных требований ст. 22, 23 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 3 ст. 12 Федерального закона от ДАТА № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха ООО «РН-Комсомольский НПЗ» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) разрешением от ДАТА по загрязняющему веществу - углерода оксид (СО) (ИЗА ) в 2 раза; по загрязняющему веществу - сернистый ангидрид (S02) (ИЗА 0001) в 1,5 раз.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, сославшись на тот факт, что отбор проб проведен с нарушением Методики выполнения измерений, в связи, с чем результаты проб некорректные.

ДАТА представителем юридического лица подана дополнительная жалоба, из которой следует, что предоставленным протоколом отбора проб от ДАТА установлено, что отбор проб промышленных выбросов на источнике невозможен, так как крышки патрубков для погружения средств измерений невозможно открыть.

В ходе рассмотрения дела представитель юридического лица ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержал, пояснив, что специалистами нарушены требования ГОСТ, а так же Методики, зонд имеет длину менее одного метра, кроме того, отборы проб взяты с одного источника.

Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, должностного лица Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании посредством ВКС пояснил, что отбор проб осуществлялся в рамках плановой выездной проверки, произвели измерения, определили внешние условия, с целью установления возможности произвести измерения, производили измерения концентрации, температуры, скорости, давления, размеры газохода, условия позволяли произвести отбор проб. Отбор проб производился трубкой газоанализатора, длиной 0,8 метра. Отбор проб производится в точке по максимальной температуре, максимальная температура имеет некоторую область в газоходе, не обязательно дотягиваться (попадать) зондом до геометрического центра газохода, достаточно попасть в область с максимальной температурой. Зонд погружался насколько возможно, считает, что отбор проб производился в потоке максимальной температуры. Он смог провести замеры через один поток, если газоход правильный, то он обеспечивает равномерную скорость в равных площадках. Не отрицает необходимость двух источников, пояснить, почему в сентябре 2021 года составлен акт о невозможности отбора проб, не смог. Считает, что в мае 2021 года соблюдены требования ГОСТ, каких-либо существенных отклонений, которые бы не позволили получить результаты, либо существенно на них повлиять не имелось.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 2 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие и влечен назначение наказания в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статьей 12 Федерального закона от ДАТА № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что на основании Приказа Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от ДАТА «О проведении плановой выездной проверки в отношении Общества с ограниченной ответственность «РН-Комсомольский НПЗ»; Приказа от ДАТА «О внесении изменений в Приказ от ДАТА » в период с ДАТА по ДАТА проведена плановая выездная проверка ООО «PH-Комсомольский НПЗ» за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов), использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель.

ООО «PH-Комсомольский НПЗ» действует на основании Устава, утвержденного Решением единственного участника общества - ПАО «НК «Роснефть от ДАТА (Решение №б/н от ДАТА) и эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду (далее - Объект HBOC): Площадка производственная территория ООО «PH-Комсомольский НПЗ»; адрес: <адрес>; I-я категория, категория риска Высокая (2); П/1 от 2019-12-30).

В ходе проведения плановой выездной проверки ООО «PH-Комсомольский НПЗ» в присутствии представителя юридического лица по доверенности от ДАТА ФИО4 - исполняющего обязанности заместителя генерального директора ПБОТ и ОС ООО «PH-Комсомольский НПЗ» осмотрена территория на предмет соблюдения природоохранных требований и составлены акты обследования территории , 239/2, а также составлен акт проверки х от ДАТА

В период с ДАТА по ДАТА специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» произведен отбор промышленных выбросов на источниках: БПФПБ; первичная переработка нефти; УЗК; , цех 1, УРК; , цех 1, ЭЛОУ-АВТ-2; , цех , вторичная переработка нефти (установка гидроочистки дистилляторов печи п-201, 202).

Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» составлены протоколы отбора проб от ДАТА, от ДАТА, от ДАТА, составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДАТА .

Согласно заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, от ДАТА по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора (протоколы испытаний , , от ДАТА) установлено превышение концентраций загрязняющих веществ относительно нормативных значений, установленных разрешением от ДАТА .

Согласно протоколу испытаний ООО «PH-Комсомольский НПЗ» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) разрешением от 19.11.20218 по загрязняющему веществу - углерода оксид (СО) (ИЗА ) в 2 раза; по загрязняющему веществу - сернистый ангидрид (S02) (ИЗА 0001) в 1,5 раз.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «РН-Комсомольский НПЗ» дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст. 8.2 КоАП РФ и привлечения к ответственности.

Вместе тем, с таким выводом должностного лица согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета фактических обстоятельств дела.

В соответствии с п. 2.1 ГОСТ 17.ДАТА-90 «Международный стандарт. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения», измерение проводится при установившемся движении потока газа.

В силу п. 2.2 ГОСТ 17.ДАТА-90 отрезок прямого участка газохода до измерительного сечения должен быть длиннее отрезка за измерительным сечением.

Как следует из п. 2.3 ГОСТ 17.ДАТА-90 минимальная длина прямого участка газохода должна составлять не менее 4-5 эквивалентных диаметров; если условие минимальной длины не может быть обеспечено, то следует увеличить количество точек измерений в два раза.

В силу 2.5, 2.5.1 ГОСТ 17.ДАТА-90 площадь измерительного сечения условно делят на составные равновеликие площадки, в центрах которых находятся точки измерения. Площадь поперечного сечения газохода круглого сечения условно делят на равновеликие кольца и четыре равновеликих сектора. Точки измерения находятся на двух взаимно перпендикулярных прямых, пересекающихся в центре измерительного сечения.

Согласно п. 7.5 Руководства по эксплуатации газоанализатора «Полар и Полар универсал» выбор и оборудование мест для проведения измерений должны проводиться в соответствии с требованиями ОНД-90, ГОСТ 17.ДАТА-90 и ГОСТ 17.ДАТА-90, основными из которых являются: длина прямолинейного участка газохода, на котором выбирается точка для отбора проб, должна составлять не менее 4-5 эквивалентных диаметров поперечного сечения газохода. При этом отрезок прямого участка газохода до измерительного сечения должен быть длиннее отрезка сечения в соотношении 3:1; отбор проб должен проводиться в зонах, где завершены процессы горения, связывания окислов серы летучей золой и очистки дымовых газов от твердых частиц (золы угля); отбор проб должен проводиться в зонах, где нет присосов воздуха, так как это приводит к разбавлению пробы, повышению неравномерности поля концентраций измеряемых компонентов, снижает достоверность отобранной пробы; площадки для проведения измерений должны быть ограждены перилами и бортовыми листами; на площадке необходимо предусмотреть место для хранения и размещения измерительной аппаратуры; размер площадки должен обеспечивать возможность удобной и безопасной работы обслуживающего персонала численностью не менее двух человек.

В соответствии с п. 10.5 Руководства по эксплуатации газоанализатора «Полар и Полар универсал» значение скорости и объемного расхода газового потока необходимы для расчета массового выброса загрязняющих веществ. В газоанализаторах скорость и объемный расход газового потока определяется расчетным методом в соответствии с ГОСТ 17.ДАТА-90 на основании результатов измерений динамического давления газового потока с помощью напорных рубок модификации НИИОГАЗ или Пито по каналу измерений разности давлений газов.

Из протокола отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДАТА следует, что экспертами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» произведены отборы проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды в соответствии с заявкой от ДАТА, промышленных выбросов источников: 0301 цеха , БП ФПБ; цеха , первичная переработка; цех УЗК; цех УКР – на показатели: оксид азота, оксид углерода, сернистый ангидрид. При оборе лицам объявлено о применении технических средств: фотоаппарата, цифровой камеры, цифровой видеокамеры, навигатора.

Согласно протоколу испытаний , , применялось средство измерения Газоанализатор «Полар», мод. «Полар-Т», руководство к эксплуатации Газоанализатор «Полар» ПЛЦУ 413411.001РЭ.

В соответствии с п. 3.3.2 ГОСТ 17.ДАТА-90 при выполнении измерений одну напорную трубку устанавливают в контрольной точке на расстоянии 30-100 мм от оси газохода. Рабочую напорную трубку перемещают по линии измерения, последовательно устанавливая в точках измерения с погрешностью, не превышающей + 2 мм, при этом наконечники напорных трубок должны быть направлены навстречу газовому потоку. Изменения давления обеими трубками производят одновременно. В каждой точке необходимо выполнить не менее трех измерений динамического давления; по результатам измерений определяется среднее динамическое давление для данной точки измерения.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что измерение проводилось в одной точке, и он посчитал, что достиг точки возможной температуры, однако пояснить каким-образом он данный обстоятельства установил, пояснить не смог.

Как следует из материалов дела, диаметр газоходов на источнике – 1,97 мм, на источнике – 1,65 мм, что не оспаривалось свидетелем ФИО3, проводившего отбор проб в данных источниках, которым для отбора проб применялась напорная трубка газоанализатора менее 1 м (0,8 м), что не позволяло провести соответствующие измерения в центре измерительного сечения, согласно с ГОСТ 17.ДАТА-90.

Согласно протоколу акту от ДАТА отбор проб на источнике невозможен, так как измерительное сечение не соответствует требованиям п. 2.2, 2.5.1, и 2.6 ГОСТ 17.ДАТА-90, участок газохода до измерительного сечения короче участка за измерительным сечением. Измерительное сечение не оборудовано для произведения измерений на двух взаимно перпендикулярных линиях измерений. На источнике ЭЛОУ-АВТ-2 не отобраны, так как контролируемое лицо не смогло обеспечить открытие крышек патрубков для погружения средств измерений и пробоотборного оборудования в газоход с целью соблюдения требований ГОСТ 17.ДАТА-90

В судебном заседании установлено, что замеры на участке проводились в одной точке, на участке пробы отобраны без учета площади круглого сечения, с учетом длины напорной трубки, что является нарушением требования ГОСТ 17.ДАТА-90 и существенно могло повлиять на результаты измерений.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считает невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из представленных материалов, невозможно с точностью установить, что результаты проведенных лабораторных исследований в части установлению превышения концентрации загрязняющих веществ достоверны относительно нормативных значений, установленных разрешением от ДАТА, поскольку специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» произведены отборы проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды с нарушением порядка отбора проб.

При таких обстоятельствах, поскольку доказательств, свидетельствующих, что ООО «РН-Комсомольский НПЗ» в ходе эксплуатации НВОС: площадка производственная территория ООО «РН-Комсомольский НПЗ» в атмосферный воздух осуществляет выброс оксида углерода и сернистого ангидрида материалы дела не содержат, а возможность в настоящее время определить их наличие и концентрацию утрачена, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 Х от ДАТА по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РН-Комсомольский НПЗ» подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельства, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 Х от ДАТА по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РН-Комсомольский НПЗ» – отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

Жалобу и дополнительную жалобу защитника ФИО1 считать удовлетворенной.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.

Судья: ФИО5

12-728/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "РН-Комсомольский НПЗ"
Другие
Гейман Александр Евгеньевич
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровска
Судья
Водолажская Татьяна Михайловна
Статьи

ст.8.21 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
kirovsky--hbr.sudrf.ru
01.07.2022Материалы переданы в производство судье
11.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Судебное заседание
09.09.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
25.10.2022Вступило в законную силу
25.11.2022Дело оформлено
25.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее