Решение
Именем Российской Федерации
15 января 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Цицкиева Р.Б.,
при секретаре Мальсаговой М.М.,
с участием представителя истца Коригова М.А., представителя ответчика Газгиреева М.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Медова И. У. к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Медов И.У. обратился с указанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение МВД по РИ о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать МВД по РИ восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Исковое заявление мотивировано тем, что Медов И.У. с 2000 г. по 2011 г. проходил службу на различных должностях в системе МВД по <адрес>.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РИ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако позднее решением ЖБК МВД по РИ он снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 29 ЖК РСФСР. Основанием для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий послужило наличие у его супруги Медовой М.С. жилых помещений на праве собственности общей площадью 90,1 кв.м. и 72 кв.м. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное решение считает незаконным и необоснованным.
Представитель истца Коригов М.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель МВД по <адрес> Газгиреев М.У. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылался на пропуск срока исковой давности.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Заслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии подп. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец проходил службу в органах внутренних дел и состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписке из протокола ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ №.
Протоколом жилищно-бытовой комиссии МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ истец снят с учета на основании ст. 29 ЖК РСФСР в связи с тем, что его супруге в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежало жилое помещение общей площадью 72 кв.м., расположенное по адресу: с.<адрес>.
Частью 2 статьи 56 ЖК РФ установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как указано в п. 1 "Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Вместе с тем из оспариваемого решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 29 ЖК РСФСР. Указанная норма права регулировала основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрены правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, либо претендующих на принятие на жилищный учет.
Так, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из приведенных норм закона следует, что законодателем установлен пресекательный срок, в течение которого действия граждан по ухудшению своих жилищных условий учитываются уполномоченным органом государства и служат основанием для отказа в принятии их на жилищный учет либо снятия с данного учета.
Вместе с тем из данных норм не усматривается возможность снятия уполномоченным органом гражданина с названного учета в случае истечения на дату принятия такого решения пятилетнего срока, исчисляемого со дня совершения указанных намеренных действий.
Пятилетний срок с даты государственной регистрации прекращения права собственности супруги истца на принадлежавшее ей на праве собственности жилое помещение (ДД.ММ.ГГГГ) истек в 2016 году, тогда как оспариваемое истцом решение принято ЖБК МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, о наличии у супруги истца в указанный выше период в собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, жилищному органу МВД по <адрес> стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ из полученной на соответствующий запрос выписки из Единого государственного реестра недвижимости, имеющейся в материалах учетного дела истца Медова И.У.
При этом оспариваемое решение о снятии Медова И.У. с жилищного учета было принято лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с существенным нарушением установленного для этого тридцатидневного срока.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных ст. 56ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (ст. 55, ч. 2 ст. 56ЖК РФ).
Согласно статьям 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года и исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты должна направляться или выдаваться сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (п. 18 Правил), а такая обязанность стороной ответчика не выполнена, доказательств обратного не представлено, равно как и доказательств направления истцу выписки из протокола о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо подтверждающих ознакомление истца с материалами обоих учетных дел до получения им соответствующей информации, суд считает срок давности обращения истца в суд не истекшим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Медова И. У. к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать решение Министерства внутренних дел по <адрес> о снятии Медова И. У. и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> восстановить Медова И. У. с учетом членов его семьи на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Р.Б. Цицкиев