Р Е Ш Е Н И Е №2-874/2013
Именем Российской Федерации
<адрес> «26» июня 2013 года
<адрес>
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Кульмурзиновой М.Н., с участием прокурора Переволоцкого района – Курамшина В.З., представителя заинтересованного лица – главы администрации МО «Степановский сельсовет» - М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Степановский сельсовет» <адрес> в непринятии мер по организации и проверке в муниципальном образовании достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Переволоцкого района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Степановский сельсовет» <адрес> в непринятии мер по организации и проверке в муниципальном образовании достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих, указав в заявлении, что прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в МО «Степановский сельсовет» <адрес>. В ходе проверки установлено следующее:
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (ч.2 ст.2).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ч.3 ст.2).
Аналогичные положения закреплены в ст.3 Закона Оренбургской области №1611/339-IV-ОЗ от 10.10.2007 «О муниципальной службе в Оренбургской области».
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Аналогичные положения закреплены в ст.6 Закона Оренбургской области №1611/339-IV-ОЗ от 10.10.2007 «О муниципальной службе в Оренбургской области».
В соответствии с частью 1 ст.6 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно ч.1 ст.7 вышеназванного закона, реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Аналогичные положения закреплены в ст.2 Закона Оренбургской области №1611/339-IV-ОЗ от 10.10.2007 «О муниципальной службе в Оренбургской области».
Законом Оренбургской области №1599/344-IV-ОЗ от 10.10.2007 «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области» установлен перечень наименований муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей.
Статьей 2 названного Закона Оренбургской области определены муниципальные должности, входящие в состав единого реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области.
Согласно указанной норме закона к муниципальным должностям относятся в том числе должности главы муниципального образования, которая устанавливается уставом муниципального образования, а также должность главы местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), относящаяся в высшей должности муниципальной службы.
Уставом МО «Степановский сельсовет» установлена должность главы муниципального образования, который одновременно является главой администрации сельсовета и руководит администрацией сельсовета на принципах единоначалия.
Кроме того, Законом Оренбургской области №1599/344-IV-ОЗ от 10.10.2007 «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области» для обеспечения исполнения полномочий местной администрации определены такие должности как специалист 1 категории и специалист 2 категории, относящиеся к младшим должностям муниципальной службы (подпункт «д» пункта 2 части 3 статьи 2 Закона).
В ходе проверки установлено, что в администрации МО «Степановский сельсовет» имеются 2 должности специалистов 1 категории.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.12 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», к основным обязанностям муниципального служащего относится, в том числе представление в установленном порядке предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений о себе и членах своей семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»: противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с частью 1 ст.8 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):
1)граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей части.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 ст.8 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.
В соответствии с частью 6 ст.15 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ч.5 ст.9 Закона Оренбургской области №1611/339-IV-ОЗ от 10.10.2007 «О муниципальной службе в Оренбургской области».
В соответствии с п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно пункту 12 ст.28 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя, в том числе, организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих.
Аналогичные положения закреплены в п.12 ст.25 Закона Оренбургской области №1611/339-IV-ОЗ от 10.10.2007 «О муниципальной службе в Оренбургской области».
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», одной из мер по профилактике коррупции, является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Переволоцкого района установлено, что в нарушение требований федерального и регионального законодательства в муниципальном образовании «Степановский сельсовет» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не организована и не осуществляется. Бездействие органов местного самоуправления в указанной сфере создает предпосылки для предоставления муниципальными служащими недостоверных, неполных, заведомо ложных сведений о доходах и совершению коррупционных правонарушений.
Статья 45 Конституции Российской Федерация закрепляет положение, согласно которому государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме этого, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).
В нарушение указанных норм глава администрации М. не указал доход итого за отчетный период, не указано <данные изъяты>, нет подписи лиц принявшего справку, не указан <данные изъяты> в <адрес>, находящийся в пользовании. У супруги не указан <данные изъяты> в <адрес>, находящийся в пользовании, нет подписи лица, принявшего справку.
В сведениях о доходах специалиста администрации К. нет <данные изъяты>. В сведениях о доходах супруга также нет <данные изъяты>
Специалист администрации Г., не указала <данные изъяты>», нет <данные изъяты>
Специалист 2 категории А. при поступлении на работу не подавала сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Просит:
- Признать незаконным бездействие администрации МО «Степановский сельсовет» в лице главы М. выразившееся в непринятии мер по организации и проверке в муниципальном образовании достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих,
- Обязать администрацию МО «Степановский сельсовет» <адрес> устранить допущенные нарушения закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ, путем организации и проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации сельского поселения, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих.
В судебном заседании прокурор Переволоцкого района Курамшин В.З. требования поддержал, просил заявление удовлетворить и установить заинтересованному лицу срок для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заинтересованного лица глава МО «Степановский сельсовет» - М. требования прокурора признал в полном объеме, пояснив, что указанные нарушения имели место, будут устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст. 263 ГПК РФ дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 28-38 ГПК РФ
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если оно противоречит закону, нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что у суда имеются все основания для принятия судом признания иска заявленных прокурором требований представителем заинтересованного лица, так как оно не нарушает права и законные интересы третьих лиц, направлено на восстановление нарушенного права.
Полномочия представителя заинтересованного лица в части признания требований проверены судом, последствия признания заявления – вынесение судом решения, которым удовлетворяются требований заявителя, представителю заинтересованного лица разъяснены и поняты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39,173, 194-198, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Степановский сельсовет» <адрес>, в лице главы М. выразившееся в непринятии мер по организации и проверке в муниципальном образовании достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих,
Обязать администрацию МО «Степановский сельсовет» <адрес> устранить допущенные нарушения закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ, путем организации и проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации сельского поселения, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципальных служащих. Об исполнении решения суда в месячный со дня исполнения решения суда срок уведомить суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд.
Судья Чарикова Т.Н.