Дело № 2-5432/2016 г. копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«28» сентября 2016 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми,
в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.,
с участием представителя истца Клейменов Г.С. – Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Клейменов Г.С. к Администрации <Адрес> и Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Клейменов Г.С. в Ленинский районный суд <Адрес> с заявлением о признании незаконным бездействия администрации <Адрес>, выразившееся в отказе в признании заявителя нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении его в отдельный список с момента обращения; признании решения об отказе незаконным и обязании администрации <Адрес>, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя, признав его нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и включить его в отдельный список с момента обращения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является <данные изъяты>. 12.04.2016 г. обратился в администрацию <Адрес> с заявлением, о признании его нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и включении в льготный список предоставления указанного земельного участка. Департамент земельных отношений администрации <Адрес> отказал заявителю в регистрации его заявления и постановке в льготную очередь в связи с тем, что администрация не обладает полномочиями, необходимыми для реализации права граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков. В том числе не определен порядок регистрации и учета граждан, нуждающихся в получении указанных земельных участков: не разработаны критерии определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Также ответчик указал, что генеральный план города Перми, утверждённый решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205, не предусматривает развитие территории для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан. С указанным отказом истец не согласен, поскольку на органы местного самоуправления федеральным законодательством возложена обязанность по регистрации заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. При этом, каких-либо оснований отказа и ограничение постановки в соответствующую очередь не установлено. Ссылаясь на ст.13 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», просит заявленные требования удовлетворить.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчики – администрация г.Перми, Департамент земельных отношений администрации г.Перми и 3-е лицо – администрация Орджоникидзевского района г.Перми, в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела судом были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно представленному удостоверению серия №, выданному ДД.ММ.ГГГГ управлением <данные изъяты>, истец Клейменов В.С. имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 5).
В соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Согласно ст.13 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждается органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В статье 14 вышеуказанного Федерального закона указано, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
В соответствии со ст.58 Устава города Перми администрация города – исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).
Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города, осуществляет полномочия администрации <Адрес> по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности <Адрес>, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации <Адрес>, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. №).
Письмом Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № И-21-01-09-7577 на обращение Клейменов Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации, о принятии на учёт и включении в льготный список граждан, нуждающихся в получении садового, огородного или дачного земельного участка, заявителю сообщено, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.2012г. № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. В настоящее время администрация города не обладает полномочиями, необходимыми для реализации права граждан на получение садовых, огородных или дачных земельных участков. Порядок регистрации и учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не определен, не разработаны критерии потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Законом не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по созданию дачных некоммерческих объединений
Проанализировав действующее законодательство, суд считает, что Федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету граждан, нуждающихся в предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и формирование списков граждан, подавших такое заявление, в том числе, отдельного льготного списка граждан, а также обязанность по последующему утверждению таких списков для определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков и последующего их предоставления лицам, нуждающимся в их получении.
Нормы Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не устанавливают каких-либо оснований отказа и ограничений регистрации и учету всех поступивших в орган местного самоуправления заявлений.
Таким образом, администрацией г.Перми – органом местного самоуправления не исполнена обязанность по регистрации и учету в льготном списке заявления истца о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка от 12.04.2016 г. Указанным бездействием администрации г. Перми нарушены права заявителя, установленные вышеуказанными законами.
Разрешая заявленные требования по правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд считает, что требования о признании незаконным бездействия ответчика, являются основанием заявленных требований о возложении обязанности зарегистрировать заявление Клейменов Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ и включить Клейменов Г.С. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента его обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что обеспечение граждан дачными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан в администрации соответствующего района <Адрес>, суд не может принять во внимание, поскольку администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. <Адрес>ов города входят в структуру администрации города как ее территориальные органы, создаются в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Местом жительства истца является <Адрес>, а администрация города является органом местного самоуправления, в связи с чем, обоснованно и законно занимает процессуальное положение по делу в качестве заинтересованного лица.
Доводы ответчика о том, что генеральным планом <Адрес> не предусматривается развитие территорий для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Клейменов Г.С.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что основания, указанные в ответе администрации <Адрес> № И-21-01-09-7577 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации и учете заявления Клейменова В.С. и включении его в отдельный список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных и дачных земельных участков противоречат ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Определяя соразмерный способ восстановления нарушенного права суд считает, что администрацию <Адрес> следует обязать зарегистрировать заявление Клейменов Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ и включить Клейменов Г.С. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента его обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес>, об отказе включить Клейменов Г.С. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № И-21-01-09-7577.
Обязать администрацию <Адрес> зарегистрировать заявление Клейменов Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ и включить Клейменов Г.С. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента его обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись (С.И.Плешивцев)
Копия верна:
Судья (С.И.Плешивцев)