Дело № 2-2807/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 18 августа 2016 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Головковой И.Н.,
при секретаре Лашовой Е.А.,
с участием представителя истца Симанова Н.Г.,
представителя ответчика Ющенко Е.А., доверенность от 11.01.2016г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре гражданское дело по иску Пашков Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая энергетическая компания» о компенсации морального вреда, услуг по консультированию, сбору информации, оформлению искового заявления в результате производственных недостатков, при предоставлении услуги горячего водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Пашков Н.В. обратился в суд с иском к ООО «ТЭК», просит признать бездействия ответчика по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения в срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> неправомерными, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> штраф в размере <данные изъяты> расходы на оказание юридических услуг в размере <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Фактом оказания коммунальной услуги истцу является счет-квитанция для оплаты коммунальных услуг по теплоснабжению ООО «ТЭК». Согласно графика вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей прекращение подачи теплоносителя в МКД по адресу <адрес> должно осуществляться с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. по 24 часа 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик произвел ограничение подачи теплоносителя с ДД.ММ.ГГГГ нарушение установленных норм права. Уведомления об ограничении разместил на досках объявлений только в момент прекращения подачи теплоносителя. Срок уведомления не менее 10 дней установлен Правилами №. Не предоставив услуг по теплоснабжению в установленный срок, нарушил право истца на получение услуги надлежащего качества в установленные сроки, что противоречит требования ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей». ДД.ММ.ГГГГ. истец направил в ООО «ТЭК» претензию. Ответчик является коммерческой организацией по производству тепловой энергии и ее продаже, ответчик обязался представлять коммунальную услугу теплоснабжения и горячего водоснабжения надлежащего качества в установленные сроки. Одностороннее изменение сводного плана не допускается. Предоставление коммунальных услуг осуществляется бесперебойно в течение всего года. Случаи ограничения подачи энергетических ресурсов определены п. 115 Правил предоставления коммунальных услуг. Оснований для ограничения подачи теплоносителя у ответчика не имелось. Ответчиком нарушено требование ФЗ № 52-ФЗ, СанПиН, что отразилось на физических страданиях истца.
ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому он просит признать действия по непредоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения в срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в МКД №а по <адрес> неправомерными, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., судебных расходов в размере <данные изъяты>, штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.101).
В судебном заседании представитель истца Симанов Н.Г. на исковых требованиях настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «ТЭК» Ющенко Е.А. с иском не согласна, представила письменный отзыв (л.д. 16-19).
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав документы дела, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Перечень оснований для временного прекращения, ограничения водоснабжения, отказа от исполнения договоров водоснабжения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления и т.д. установлены Правилами горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 642.
В соответствии с п. п. 1, 8 ст. 21 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения. Особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подп. «в,г» п. 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в многоквартирном доме, являются:
в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
Согласно подп. «б» п. 4 Правил потребителю может быть предоставлено горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подп. «а, м, н» п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу подп. «д» п. 32 Правил исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
Согласно п.п. 4.12.2., 4.12.3. ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия (утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст) поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем. Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Согласно п.п. 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно п. 3.1.11. СанПиН в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Госстроя № 170 от 27.09.2003г. утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в силу п. 5.1.5. Правил ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем следует производить одновременно в летнее время, рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, 14 дней.
В соответствии с подп. «а» п. 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.
Согласно п. 116 Правил в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 115 настоящих Правил, исполнитель обязан в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Судом установлено:
Пашков Н.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 5).
ООО «Тепловая энергетическая компания» является юридическим лицом, основным видом деятельности общества является деятельность, связанная с производством, передачей и распределением пара и горячей воды (тепловой энергии), реализация тепловой энергии. В целях осуществления вышеуказанной деятельности ООО «Тепловая энергетическая компания» имеет на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. во владении и пользовании котельные, сооружения и тепловые сети, в т.ч. котельную № СЗР 2 и тепловые сети по <адрес> (л.д. 88-98).
Администрацией <адрес> края на ДД.ММ.ГГГГ согласован сводный план по выполнению выводов из ремонта источников тепловой энергии и тепловых сетей, в том числе котельная <данные изъяты>. (л.д.7).
Факт отсутствия горячего водоснабжения в МКД по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком не оспаривается. Однако ответчик считает, что нарушение прав потребителя Пашков Н.В. не имеется, поскольку в указанный период времени ООО «ТЭК» ограничение в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению было связано с устранением последствий аварий, выявленных в период ремонта тепловых сетей по <адрес>. В обоснование возражений на исковые требования ответчиком представлен журнал обхода теплотрассы, журнал дефектов и неполадок, оперативный журнал ОДС, ордера на проведение земляных и землеустроительных работ, сводный план по выполнению выводов в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-87).
Из представленных ООО «ТЭК» документов следует, что в период с <данные изъяты>. от котельной СЗР2 имелось несколько порывов трубопровода на теплотрассе в т/к Свердлова-Мамонтова, Мамонтова, 26. Ремонтные работы проводились в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Для устранения аварий на тепловых сетях ООО «ТЭК» согласовало проведение земляных и землеустроительных работ с Управлением городского хозяйства администрации <адрес> и другими специализированными организациями, в том числе по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. – участок работ перекресток <адрес>, срок выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ. – ДД.ММ.ГГГГ., по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. - участок работ <адрес>26, срок выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. - участок работ <адрес> - автостоянка, срок выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. В сводный план по выполнению выводов в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей на ДД.ММ.ГГГГ по котельной СЗР2 по обращению ООО «ТЭК» администрацией <адрес> внесены изменения по периоду ремонта – с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца ссылается на положения п. 5.1.5. Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которого ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем следует производить одновременно. В связи с авариями на участках теплотрассы от котельной СЗР2 до многоквартирных домов ООО «ТЭК» у органа местного самоуправления получено согласование на вывод в ремонт источника тепловой энергии (котельной СЗР2) и тепловых сетей в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, обязанность выполнить ремонтные работы котельных и тепловых сетей, обеспечить их надлежащую эксплуатацию имелась у ресурсоснабжающей организации (ответчик по делу ООО «ТЭК») в указанный промежуток времени - с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Порядок проведения планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности: котельных также определен ПиНТЭЖФ (п. 5.1.3., 5.1.6, 5.2.8, 5.2.11). Данные действия выполнены ООО «ТЭК» в согласованный с органом местного самоуправления срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность только, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п. 4.2.1 ст. 32 Устава г. Кунгура Пермского края (ред. от 28.05.2015) администрация города обеспечивает организацию теплоснабжения с учетом полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу подп. 5 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Обязанность у собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей по согласованию с органами местного вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации определена п. 1 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении». Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен (п. 3 ст. 21 Закона).
Согласно Правилам вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889, "внеплановый ремонт" - ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, осуществляемый в случаях: наступления обстоятельств, вызванных необходимостью выполнения работ для предотвращения повреждения оборудования или аварийных отключений либо ликвидации последствий аварий и инцидентов; возникновения в процессе эксплуатации либо плановых эксплуатационных испытаний оборудования причин, которые невозможно было предвидеть заранее и которые потребуют незамедлительного проведения ремонтных работ; "вывод в ремонт" - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Пунктами 4, 10 Правил предусмотрено, что вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте. При необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов. Измененный сводный план должен быть направлен владельцам смежных тепловых сетей, источников тепловой энергии и единой теплоснабжающей организации в течение 5 дней со дня внесения изменений.
Из материалов дела следует, что на теплотрассе от котельной СЗР2 в период согласованного плана вывода в ремонт котельных произошли аварии (порыв трубопровода), в связи с устранением аварий ООО «ТЭК» направило обращение в Управление городского хозяйства администрации <адрес> о продлении срока останова котельной № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Согласование на продление срока получено ответчиком от органа местного управления (л.д. 85-86).
Таким образом, ООО «ТЭК» требования Федерального закона «О теплоснабжении» и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 889 выполнены, в действиях ООО «ТЭК» нарушений закона судом не установлено.
Проверка обоснованности обращения ООО «ТЭК» о внесении изменений сроков ремонта источников тепловой энергии и тепловых сетей Правилам вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 889, возложена на орган местного самоуправления. При рассмотрении гражданского дела истцом Пашков Н.В. действия органа местного самоуправления не обжаловались.
Согласно записи от ДД.ММ.ГГГГ из оперативного журнала ОДС горячее водоснабжение от котельной № (СЗР2) по всей теплотрассе восстановлено, коммунальный ресурс предоставлен потребителям, в том числе в МКД <адрес>, данная информация доведена до управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные жилые дома.
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ. теплоноситель на нужды ГВС в жилых домах по адресу: <адрес> открыт ДД.ММ.ГГГГ. в 15 час. 00 мин. (л.д.74).
Судом установлено, что коммунальная услуга – горячее водоснабжение не предоставлялась ООО «ТЭК» жителям МКД по адресу: <адрес>, только в период срока, согласованного с органом местного самоуправления. В действиях ответчика отсутствует нарушение требований действующего законодательства РФ. Нарушений прав потребителя Пашков Н.В. действиями ООО «ТЭК» судом не установлено, в удовлетворении исковых требований Пашков Н.В. к ООО «ТЭК» о признании действий ответчика в непредоставлении коммунальной услуги неправомерными следует отказать.
Нарушение ООО «ТЭК» порядка оформления расследования причин аварийной ситуации, предусмотренного Правилами расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2015 N 1114, не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении требований истца о признании незаконным действий ООО «ТЭК» в ограничении представления коммунальной услуги. Контроль за исполнением данного нормативного акта возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с безопасностью электрических и тепловых установок, тепловых сетей. Истец вправе обратиться в данный орган с жалобой на бездействие ООО «ТЭК» и проведении проверки в отношении юридического лица.
Требования о взыскании компенсации морального вреда, судебных издержек, штрафа являются производными от требований о признании действий ООО «ТЭК» незаконными.
Поскольку в иске Пашков Н.В. к ООО «ТЭК» о признании действий по непредоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения в срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> неправомерными отказано, нарушений прав потребителя не установлено, в требованиях о взыскании компенсации морального вреда, судебных издержек, штрафа также следует отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Пашков Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая энергетическая компания» о признании действий по непредоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения в срок с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> неправомерными, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>., судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, штрафа в размере <данные изъяты> отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Н. Головкова