Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-150/2022 ~ М-69/2022 от 10.03.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Куйтун 31 марта 2022 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анохиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-150/2022 по искам прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Барлукского, Чеботарихинского, Мингатуйского муниципальных образований об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйтунского района Иркутской области обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Барлукского, Чеботарихинского, Мингатуйского сельских поселений, в которых просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенных на территориях сельских поселений земельных участках.

Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности Барлукского, Чеботарихинского, Мингатуйского сельских поселений при осуществлении своих полномочий в указанной сфере.

Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства администрациями Барлукского, Чеботарихинского, Мингатуйского муниципальных образований не принимаются необходимые меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, что приводит к загрязнению отходами территории поселений и свидетельствует о грубом нарушении требований законодательства в сфере обращения с отходами.

Так, на территории Барлукского сельского поселения выявлены следующие несанкционированные размещения отходов производства и потребления:

-на участке местности на удалении 400 м. на северо-восток от <адрес>, кадастровый , площадью 2,53 га;

-на участке местности на удалении 700 м. на юг от <адрес>, кадастровый , площадью 0,41 га.

На территории Чеботарихинского сельского поселения выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления:

- на участке местности на удалении 650 м. на северо-восток от с. <адрес>ю 0,99 га;

- на участке местности на удалении 100 м. на северо-восток от пжд.ст. <адрес>ю 0,51 га.

На территории Мингатуйского сельского поселения на участке местности на удалении 400 м. на юго-запад от <адрес>, кадастровый , выявлено несанкционированное место размещения отходов производства и потребления площадью 0,98 га.

Указанные нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о том, что администрациями Барлукского, Чеботарихинского, Мингатуйского муниципальных образований полномочия в сфере в рассматриваемой сфере исполняются ненадлежащим образом, что негативным образом сказывается на экологической обстановке, санитарно-эпидемиологической ситуации в поселении, а также создает реальную опасность распространения вредных для здоровья человека организмов, которые, в свою очередь, являются переносчиками инфекционных, паразитарных заболеваний.

Просит обязать ответчиков ликвидировать указанные несанкционированные размещения отходов производства и потребления.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Пузанков А.Р. исковые требования поддержал, просил обязать ответчиков исполнить требования исковых заявлений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчиков администрации Мингатуйского муниципального образования и администрации Чеботарихинского муниципального образования по доверенностям Егерева Ю.А. исковые требования признала.

Представитель ответчика администрации Барлукского муниципального образования, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Барлукского муниципального образования.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положениями ст. 4 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации всех уровней власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы местного самоуправления должны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Положениями ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 13 Земельного Кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ в почвах городских и сельских поселений содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу требований п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПин 2.1.3684-21), обязательными к исполнению, в том числе органами местного самоуправления (п. 1), вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Куйтунского района в ходе проверки выявлены несанкционированные размещения отходов производства и потребления, а именно на территории Барлукского муниципального образования на участке местности на удалении 400 м. на северо-восток от <адрес>, кадастровый , площадью 2,53 га; на участке местности на удалении 700 м. на юг от <адрес>, кадастровый , площадью 0,41 га.; на территории Чеботарихинского муниципального образования на участке местности на удалении 650 м. на северо-восток от с. <адрес>ю 0,99 га; на участке местности на удалении 100 м. на северо-восток от пжд.ст. <адрес>ю 0,51 га.; на территории Мингатуйского муниципального образования на участке местности на удалении 400 м. на юго-запад от <адрес>, кадастровый , выявлено несанкционированное место размещения отходов производства и потребления площадью 0,98 га.

Указанные обстоятельства подтверждаются заключением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Тулунском и <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ .

Факты нарушения ответчиками законодательства об отходах производства и потребления нашли свое подтверждение в судебном заседании, администрации муниципальных образований обязаны принять меры к надлежащему содержанию земельных участков, на которых расположены места несанкционированного размещения отходов, так как указанные нарушения ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах заявления прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая позицию представителя истца, суд устанавливает срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.

Обязать администрацию Барлукского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные размещения отходов производства и потребления:

-на участке местности на удалении 400 м. на северо-восток от <адрес>, кадастровый ;

-на участке местности на удалении 700 м. на юг от <адрес>, кадастровый .

Обязать администрацию Чеботарихинского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные размещения отходов производства и потребления:

- на участке местности на удалении 650 м. на северо-восток от с. <адрес>ю 0,99 га;

- на участке местности на удалении 100 м. на северо-восток от пжд.ст. <адрес>ю 0,51 га.

Обязать администрацию Мингатуйского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления, расположенное на участке на удалении 400 м. на юго-запад от <адрес>, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья В.П. Степаненко

2-150/2022 ~ М-69/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация Мингатуйского муниципального образования
администрация Чеботарихинского муниципального образования
администрация Барлукского муниципального образования
Суд
Куйтунский районный суд Иркутской области
Судья
Степаненко Владимир Павлович
Дело на сайте суда
kuytunsky--irk.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2022Передача материалов судье
11.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2022Судебное заседание
01.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2022Дело оформлено
05.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее