Дело №
24RS0№-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Каплеева В.А.,
при секретаре Вильмовой Т.А.,
с участием представителей истца Горбуновой С.В., Ткача Б.В. (также являющегося третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора),
представителя ответчика Никитиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Анны Владимировны к Министерству строительства Красноярского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Иванова А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству строительства Красноярского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что Иванова А.В. состояла в администрации г. Красноярска на учете граждан, имеющих право на приобретение жилья экономкласса в рамках реализации Федерального закона «О содействии развития жилищного строительства». 19.01.2017 истцу сообщено, что аукцион на право заключения договора аренды земельных участков под строительство жилья экономкласса признан несостоявшимся, Ивановой А.В. предложено в качестве альтернативного способа приобретения жилья экономкласса принять участие в программе «Жилье для российской семьи». 19.05.2017 Иванова А.В. решением Единой жилищной комиссии при Администрации ЗАТО г. Железногорск включена в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы категории «М» с присвоением порядкового номера в списке граждан – 579. Для заключения договора Иванова А.В. была направлена в Красноярский краевой фонд жилищного строительства. 14.04.2017 Иванова А.В. заключила с Фондом договор № возмездного оказания услуг, по условиям которого Фонд обязался проконсультировать Иванову А.В. по вопросам оформления ипотечного кредита по различным действующим ипотечным программам на территории Красноярского края. 15.06.2017 Фонд уведомил истца о том, что принято положительное решение о предоставлении ей ипотечного кредита по программе «Первичный рынок ЖСР (с личным страхованием)» на приобретение жилого помещения, соответствующего требованиям программы и кредитора. Из содержания уведомления следовало, что кредитором может выступать только Красноярский краевой фонд жилищного строительства или Новосибирский социальный коммерческий банк «Левобережный». Иванова А.В. с целью снижения стоимости услуг Фонда обратилась с заявлением о снижении стоимости услуг. На основании данного заявления Фонд в одностороннем порядке изменил первичного кредитора на АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования». ДД.ММ.ГГГГ между Ивановой А.В. и АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» заключен договор займа №, по условиям которого истцу предоставлены денежные средства в размере 1 257 600 под 10,5% годовых. После оформления договора и сбора необходимых документов Иванова А.В. обратилась в Министерство строительства Красноярского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты, однако в выплате Ивановой А.В. было отказано, что, по мнению истца, является незаконным, поскольку Иванова А.В. отвечает всем требованиям к лицам, имеющим право на социальную выплату. Истец просит суд признать незаконным отказ Министерства строительства Красноярского края, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении социальной выплаты Ивановой А.В. в рамках Закона Красноярского края от 29.01.2009 № «О социальных выплатах по погашению основного долга по кредитам (займам), привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий»; обязать Министерство строительства Красноярского края заключить с Ивановой А.В. договор на получение социальной выплаты по погашению основного долга по кредитам (займам), привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий; обязать предоставить Ивановой А.В. выплату по погашению основного долга по договору займа № с АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» от 28.06.2017.
В судебном заседании представитель истца Горбунова С.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Дополнительно суду пояснила, что в настоящее время истец не оспаривает, что АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» не является кредитной организацией, однако ранее истец была введена в заблуждение Красноярским фондом жилищного строительства, поэтому истцу в любом случае необходима определенность в решении вопроса о праве на социальную выплату, пусть даже это будет решение об отказе в иске, чтобы в дальнейшем защищать нарушенные права иным образом.
В дополнительных письменных пояснениях представитель истца Горбунова С.В. также отразила, что Иванова А.В., не вникая в суть деятельности АО «АИЖК», полагала, что берет именно ипотечный кредит, поскольку АО «АИЖК» позиционирует себя как кредитная организация, при этом Иванова А.В. была введена в заблуждение Красноярским краевым фондом жилищного строительства, а Министерство строительство Красноярского края должно в данной ситуации охранять права граждан и защищать их интересы, и отказ Министерства в предоставлении социальной выплаты основан на формальных обстоятельствах.
Представитель истца Ткач Б.В., являющийся одновременно третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора (созаемщиком по договору займа), просил удовлетворить заявленные Ивановой А.В. требования, дополнительно суду (в том числе с учетом ранее данных объяснений) пояснил, что совместно с Ивановой А.В. занимался вопросами получения социальной выплаты, обращался в Министерство строительство для получения консультаций, но там ему сообщили, что никаких консультаций не дают, отправили по всем вопросам в Красноярский краевой фонд жилищного строительства. В Красноярском краевом фонде жилищного строительства ему сообщили, что он может получить социальную выплату при приобретении жилья в УСК «Сибиряк» и получении кредита в Красноярском краевом фонде жилищного строительства или в банке «Левобережный», на что он и Иванова А.В. согласились, нашли квартиру в УСК «Сибиряк» по договору долевого участия, однако при подписании кредитного договора в краевом фонде жилищного строительства им сообщили о дополнительной оплате. Когда Ткач Б.В. и Иванова А.В. сообщили, что данная доплата не запланирована, им предложено написать заявление о снижении услуг фонда ввиду материального положения. После этого был подписан договор займа с АО «АИЖК», истцу сообщили, что это то же самое. Через год по указанию сотрудников фонда подано заявление на социальную выплату, в удовлетворении которого отказано. Ткач Б.В. обратил внимание, что он и Иванова А.В. были введены в заблуждение Красноярским краевым фондом жилищного строительства, который предложил заключение договора займа с АО «АИЖК», которое не является кредитной организацией, хотя целью обращение в фонд было исключительно получение социальной выплаты, а также сотрудники Красноярского краевого фонда жилищного строительства сообщили, что заявление на социальную выплату может быть подано только через год, что было недостоверной информацией, поскольку его можно было подать сразу; в результате, когда заявление было подано через год, квартира по договору долевого участия была достроена, передана им, они уже платят по кредиту и не могут в настоящее время просто расторгнуть договор, что они сделали бы, если бы узнали сразу, что социальная выплата им не положена, поскольку получали ипотечный заем именно в расчете на погашение основного долга за счет бюджетных средств.
Истец Иванова А.В., извещенная о времени и месте судебного заседания путем вручения судебного извещения почтовой связью 14.11.2019, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении судебного заседания не представила, об уважительных причинах собственной неявки не сообщила.
Представить ответчика Министерства строительства Красноярского края Никитина Н.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что отказ в предоставлении социальной выплаты основан на том факте, что АО «АИЖК», с которым у истцов заключен договор, не является кредитной организацией. В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика указала, что Красноярский краевой фонд жилищного строительства является некоммерческой организацией, учрежденной в 2000 году Правительством Красноярского края для развития жилищного строительства в Красноярском крае, таким образом, для получения социальной выплаты необходимо получить кредит на приобретение или строительство жилья в кредитной организации либо заем в Красноярском краевом фонде жилищного строительства. Согласно договору займа № от 28.06.2017 Ивановой А.В. предоставлены заемные средства АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования». Поскольку заемные средства Ивановой А.В. предоставлены АО «АИЖК», которое не является российской кредитной организацией, а также не является некоммерческой организацией, созданной в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края, Министерством принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты Ивановой А.В. в рамках Закона края.
На вопросы суда представитель ответчика пояснила, что согласно действующего порядка предоставление социальной выплаты производится через посредничество Красноярского краевого фонда жилищного строительства, который собирает пакет документов от заявителей и передает его в Министерство строительства, данные действия осуществляются для граждан бесплатно. По каким причинам Красноярский краевой фонд жилищного строительства взымал с Ивановой А.В. денежные средства за консультирование по вопросам получения социальной выплаты, по каким причинам ограничивал список кредитных организаций и застройщиков, предложил в итоге для заключения договора АО «АИЖК», Министерство строительство ничего сообщить не может, поскольку Красноярский краевой фонд жилищного строительства является самостоятельной организацией и Министерству строительства не подотчетен.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – АО «ДОМ.РФ» (до переименования – АО «АИЖК»), Красноярского краевого фонда жилищного строительства, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела третьи лица извещены надлежащим образом путем вручения судебных извещений почтовой связью 18.11.2019 и 13.11.2019 соответственно.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на жилище (часть 1 статьи 40).
При этом государство содействует гражданам в реализации указанного права, что закреплено в части 2 статьи 40 Конституции, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Указанная норма Конституции нашла свое отражение в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Право на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Красноярского края установлено Законом Красноярского края от 29.01.2009 № «О социальных выплатах по погашению основного долга по кредитам (займам), привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий».
Предоставление субсидий на улучшение жилищных условий в порядке, определенном данным Законом Красноярского края, является одним из мероприятий государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п.
Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2848, социальные выплаты в качестве помощи гражданам, имеющим право на получение социальных выплат в соответствии с данным Законом, предоставляются для погашения основного долга по кредитам на приобретение или строительство жилья на территории Красноярского края, привлеченным в российских кредитных организациях, либо по займам, привлеченным в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края, независимо от даты привлечения кредита (займа).
Социальные выплаты в соответствии с данным Законом предоставляются гражданам, проживающим на территории Красноярского края: приобретающим у компании-застройщика жилое помещение в городе Красноярске либо участвующим в долевом строительстве многоквартирного дома на территории города Красноярска; приобретающим либо строящим жилое помещение (в том числе выкупающим долю, участвующим в долевом строительстве многоквартирного дома) на всей территории Красноярского края, за исключением территории города Красноярска.
Из ч. 1 ст. 2 Закона Красноярского края от 29.01.2009 №8-2848 следует, что право на получение социальной выплаты имеет гражданин, работающий по основному месту работы не менее трех лет к моменту подачи заявления на предоставление социальной выплаты в организации, финансируемой из краевого и (или) местного бюджетов в полном объеме, в краевом или муниципальном автономном или бюджетном учреждении, в правоохранительных органах, финансируемых из краевого и (или) местного бюджетов в полном объеме, либо являющийся государственным гражданским служащим Красноярского края или муниципальным служащим муниципальных образований края и имеющий стаж государственной либо муниципальной службы не менее трех лет к моменту подачи заявления на предоставление социальной выплаты, в возрасте до 30 лет включительно, не состоящий в браке и не имеющий детей, либо в возрасте до 40 лет включительно, заключивший брак в установленном порядке или имеющий ребенка (детей) без регистрации брака, и отвечающий одному из требований, указанных в. п.п. «а»-«е» на дату подписания кредитного договора (договора займа), в том числе требованию –обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, для индивидуальных домов в сельской местности - менее 18 квадратных метров, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - менее 21 квадратного метра.
Частями 6, 8 статьи 5 Закона Красноярского края от 29.01.2009 №8-2848 установлено, что социальная выплата предоставляется получателю в соответствии с договором, заключаемым между ним и уполномоченным органом исполнительной власти края, определяемым высшим органом исполнительной власти Красноярского края. Порядок предоставления, изменения размера, приостановления и прекращения предоставления социальной выплаты устанавливается высшим органом исполнительной власти Красноярского края.
Порядок предоставления, изменения размера, приостановления и прекращения предоставления социальных выплат по погашению основного долга по кредитам (займам), привлеченным работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий (далее – Порядок) утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 19.02.2009 № 81-п.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что для получения социальной выплаты Заявитель представляет в Красноярский краевой фонд жилищного строительства следующие документы: личное заявление на предоставление социальной выплаты (приложение № 1 к Порядку); заверенную российской кредитной организацией копию кредитного договора или заверенную некоммерческой организацией копию договора займа, или выданное российской кредитной организацией извещение о возможности выдачи Заявителю кредита, или выданное российской некоммерческой организацией извещение о возможности предоставления Заявителю займа; копии документов, подтверждающих целевое использование кредитных средств (договора купли-продажи жилого помещения, предварительного договора купли-продажи жилого помещения, договора участия в долевом строительстве жилого помещения, иных установленных законодательством документов, разрешающих и подтверждающих строительство жилого помещения; документов, подтверждающих оплату по договору, согласно которому приобретается (строится) жилое помещение (приходно-кассовый ордер, квитанция, чек, расписка); документ, подтверждающий, что Заявитель отвечает одному из требований, установленных пунктами «а» - «е» части 1 статьи 2 Закона; документ, удостоверяющий место работы, должность, стаж, подписанный руководителем организации и заверенный печатью организации и копию трудовой книжки, заверенную отделом кадров; копию свидетельства о заключении (расторжении) брака (при наличии); копии паспортов супругов и детей (все страницы); копию свидетельства о рождении ребенка (детей); выписку из домовой книги и (или) финансово-лицевого счета; документы органа, осуществлявшего до 1 января 1999 года регистрационную деятельность в отношении недвижимого имущества, о наличии (отсутствии) в собственности Заявителя и членов его семьи жилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; реквизиты расчетного счета заявителя, открытого в российской кредитной организации для зачисления средств социальной выплаты.
Пунктами 2.2-2.5 Порядка предусмотрено, что Красноярский краевой фонд жилищного строительства в срок до 20-го числа текущего месяца направляет документы заявителей в Министерство для рассмотрения вопроса о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты.
Министерство в течение пяти рабочих дней со дня получения документов Заявителя запрашивает в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности Заявителя и членов его семьи.
Министерство в течение десяти рабочих дней со дня получения документов от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о жилых помещениях, находящихся в собственности Заявителя и членов его семьи, принимает решение о предоставлении социальной выплаты или об отказе в предоставлении социальной выплаты.
Решение об отказе в предоставлении социальной выплаты принимается в случаях: отсутствия у Заявителя права на получение социальной выплаты, предусмотренного Законом; непредставления какого-либо из документов, указанных в пункте 2.1 Порядка; установления фактов представления Заявителем недостоверных или подложных документов в целях подтверждения права на получение социальной выплаты.
Министерство в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении социальной выплаты или об отказе в предоставлении социальной выплаты уведомляет Заявителя о принятом решении.
В судебном заседании установлено, что Иванова А.В. является работником муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семьи и детям «Эдельвейс», что подтверждается соответствующей справкой, а также копией трудовой книжки.
23.05.2017 за исх. № 0752-ОП в ответ на обращение Ивановой А.В. Администрацией ЗАТО г. Железногорск сообщено, что на основании пункта 14 статьи 3 Закона Красноярского края от 16.12.2014 № 7-2961 «О регулировании отношений, связанных с участием Красноярского края в реализации программы «Жилье для российской семьи» решением Единой жилищной комиссии при Администрации ЗАТО г. Железногорск от 19.05.2017 она включена в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы по категории «М» с присвоением порядкового номера в списке граждан – 579.
14.04.2017 между Ивановой А.В. (заказчик) и Красноярским краевым фондом жилищного строительства (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг № ЦК0099391, по которому исполнитель взял на себя обязательства оказать заказчику комплекс услуг, включающий устную консультацию (консультирование по вопросам оформления ипотечного кредита (займа) по различным действующим ипотечным программам на территории Красноярского края, вопросам оформления целевого займа, включая условия оформления льгот и получения социальных выплат на приобретение жилья по действующим в Красноярском крае программам). 28.06.2017 между сторонами подписан акт об оказании услуг, в том числе услуг консультирования (л.д.13).
15.06.2017 Ивановой А.В. и Ткачу Б.В. направлено уведомление (л.д. 14) о том, что Красноярским краевым фондом жилищного строительства принято положительное решение о предоставлении ипотечного кредита (займа), при этом кредитором может выступать ПАО Новосибирский социальный коммерческий банк «Левобережный» и Красноярский краевой фонд жилищного строительства.
16.06.2017 Иванова А.В. обратилась с заявлением к руководителю Красноярского краевого фонда жилищного строительства Бердоусову С.И. о снижении услуг Фонда до 2500 руб. (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО УСК «Сибиряк» и Ивановой А.В. заключен договор участия в долевом строительстве № (л.д. 20-22), по которому застройщик обязуется построить комплекс жилых домов по адресу: <адрес>, жилой массив индивидуальной застройки «Нанжуль-Солнечный» на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> и передать Ивановой А.В. объект долевого строительства – <адрес> на 3 этаже жилого <адрес> площадью 48,36 кв.м. Цена договора составляет 1 692 600 руб. (п. 2.2 договора), из которых 435 000 руб. – за счет собственных средств, 1 257 600 руб. за счет средств, предоставленных по договору займа с АО «АИЖК», заключенным Ивановой А.В. и Ткачом Б.В.
ДД.ММ.ГГГГ между Акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования» и заемщиками Ивановой А.В., Ткачом Б.В. заключен договор займа № (л.д. 23-41). Согласно условий данного договора (п.п. 3.1, 3.2, 3.4) заемщикам переданы заемные средства в размере 1 257 600 руб. с условием оплаты 11,2% годовых на срок 240 календарных месяцев с целью приобретения в собственность ИвА. А.В. квартиры по адресу: <адрес>, «Нанжуль-Солнечный», земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:194028, <адрес>, этаж 3, <адрес>, стоимостью 1 692 600 руб.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 59-61), ДД.ММ.ГГГГ за Ивановой А.В. на основании договора участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, площадью 48,4 кв.м. В отношении квартиры зарегистрировано обременение (ипотека в силу закона) в пользу АО «АИЖК».
Из материалов дела следует, что Иванова А.В. обращалась за получением социальной выплаты более одного раза, однако поскольку предметом иска является оспаривание конкретного отказа в предоставлении социальной выплаты, отраженного в письме от 02.09.2019, судом исследуются обстоятельства, связанные с соответствующим обращением за получением социальной выплаты.
26.06.2019 Иванова А.В. при посредничестве Красноярского краевого фонда жилищного строительства обратилась с заявлением на предоставление социальной выплаты (л.д. 146). В данном заявлении указаны сведения о месте работы, о детях, личные данные заявителя.
Согласно представленного Министерством строительства Красноярского края пакета документов, с заявлением Ивановой А.В. представлены реквизиты банковского счета (л.д. 147), справка МБУ СО «Центр социальной помощи семьи и детям «Эдельвейс» (л.д. 148), копия трудовой книжки, заверенная работодателем (л.д. 149-151), выписка из домовой книги (л.д. 152), копия договора участия в долевом строительстве (л.д. 153-155), платежное поручение об оплате по договору (л.д. 156), справка об оплате по договору (л.д. 157), квитанция о внесении суммы 435 000 руб. по договору (л.д. 158), копия паспорта (л.д. 159-163), копия свидетельства о рождении (л.д. 164), копия свидетельства СНИЛС (л.д. 165), копия справки об отсутствии зарегистрированных прав АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д. 166), копия договора займа с АО «АИЖК» (л.д. 167-182).
По результатам рассмотрения заявления с приложениями первым заместителем Министерства строительства Красноярского края издан приказ № 263-о от 27.08.2019 (л.д. 142-143), которым отказано Ивановой А.В. в предоставлении социальной выплаты в связи с отсутствием права на получение социальной выплаты, предусмотренной законом.
Уведомлением от 02.09.2019 за исх. № 82-3621/9 Ивановой А.В. сообщено, что приказом Министерства ей отказано в предоставлении социальной выплаты ввиду несоответствия п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2848, поскольку Иванова А.В. не отвечает требованию п. 1 ст. 1 Закона (л.д.141).
Оценивая законность названного отказа в предоставлении истцу социальной выплаты и обоснованность заявленных требований, суд исходит из следующего.
Как неоднократно разъяснялось Конституционным судом Российской Федерации (определения от 03.04.2014 № 686-О, от 02.10.2003 № 382-О, от 27.12.2005 № 502-О и др.), обеспечение эффективности функционирования системы социальной защиты, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.
Таким образом, применительно к положениям Закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2848, законодатель вправе был ограничить перечень обязательств, обусловленных улучшением жилищных условий, при наличии которых у заявителя возникает право на предоставление мер социальной поддержки. При этом Закон Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2848 в соответствующей части не признавался не соответствующим федеральному закону, Уставу Красноярского края либо Конституции Российской Федерации.
Приведенные положения статьи 1 Закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2848 определяют, что подобная социальная выплата может быть предоставлена только для погашения основного долга по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, либо по займам, привлеченным в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края.
Данное положение согласуется и с п. 2.1 Порядка, которым в качестве обязательного приложения к заявлению предусмотрено предоставление заверенной российской кредитной организацией копии кредитного договора или заверенную некоммерческой организацией копию договора займа, или выданное российской кредитной организацией извещение о возможности выдачи Заявителю кредита, или выданное российской некоммерческой организацией извещение о возможности предоставления Заявителю займа.
Согласно ч. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Федеральным законом.
Истцом Ивановой А.В. подано заявление о предоставлении социальной выплаты в целях погашения основного долга по займу, предоставленному АО «АИЖК».
Из представленных суду документов, в том числе ответа на запрос АО «ДОМ.РФ» (до переименования – АО «АИЖК») от 22.10.2019 за исх. № 13073-МБ (л.д. 65) следует, что АО «ДОМ.РФ» не является кредитной организацией, создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.
Согласно Устава АО «ДОМ.РФ» (л.д. 73-98), АО «ДОМ.РФ» является непубличным акционерным обществом, правовой статус общества, права и обязанности его акционеров определяются Уставом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Согласно п. 3.1 Устава общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в целях содействия проведению государственной жилищной политики, развитию жилищной сферы, в том числе за счет привлечения в нее инвестиций, повышению доступности жилья и созданию комфортных условий для проживания граждан Российской Федерации, формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, а также повышению эффективности управления в жилищной сфере.
Истцом не представлено сведений о том, что АО «АИЖК» (АО «ДОМ.РФ») имеет лицензию Банка России на осуществление банковских операций.
Таким образом, АО «АИЖК» кредитной организацией не является, не является также некоммерческой организацией, созданной в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края, поскольку является согласно Устава коммерческой организацией (акционерным обществом) и учреждено Правительством Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Иванова А.В. в соответствие с Законом Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2848 не наделена правом на получение социальной выплаты для погашения основного долга по договору займа № 1476-06/17 от 28.06.2017, заключенного с АО «АИЖК», в связи с чем отказ Ивановой А.В. в предоставлении социальной выплаты обусловлен объективными обстоятельствами и основан на положениях закона.
Прочие приведенные истцом доводы о ненадлежащем консультировании Ивановой А.В. со стороны Красноярского краевого фонда жилищного строительства (из-за чего она не была осведомлена, что, заключая договора с АО «АИЖК», не приобретает право на получение социальной выплаты), о введении в заблуждение со стороны сотрудников Фонда относительно сроков обращения за получением субсидии и относительно возможных кредиторах (займодавцах), не имеют правового значения для разрешения исковых требований, поскольку вне зависимости от достоверности указанных доводов они не порождают право на получение социальной выплаты, наличие которого связывается законом с конкретными обстоятельствами и обязательствами, которые в настоящем деле отсутствуют.
Указанные доводы могут служить предметом оценки в рамках иных правовых споров, связанных с исполнением Красноярским краевым фондом жилищного строительства обязанностей, возложенных правовыми актами и договором об оказании услуг.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным решения Министерства строительства Красноярского края об отказе в предоставлении социальной выплаты, возложении обязанности заключить договор на получение социальной выплаты по погашению основного долга, привлеченного работниками бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий, возложении обязанности произвести выплату по погашению основного долга по договору займа № с АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» от 28.06.2017, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ивановой Анны Владимировны к Министерству строительства Красноярского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 16.12.2019.
Судья В.А. Каплеев