Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гражданское дело № 2-370/2023
УИД:26RS0006-01-2023-000460-94
19 декабря 2023 года с. Арзгир
Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Нартовой Л.М.,
с участием представителя истца Терещенко Т.С. - адвоката Маценко О.А.,
помощника прокурора Пивкина Д.В.,
представителя ответчика ФИО6 – адвоката Лепешкина А.А.,
при секретаре Тогинцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терещенко Т.С. к ФИО6 о лишении права на выплату единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации, единовременной выплаты и страховой выплаты в связи с гибелью военнослужащего,
установил:
Терещенко Т.С. обратилась в суд с иском к ФИО6 о лишении права на выплату единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации, единовременной выплаты и страховой выплаты в связи с гибелью военнослужащего, в обосновании своих требований указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с ФИО6. От брака имеется совместный ребенок – сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Совместная жизнь с ответчиком не сложилась. ДД.ММ.ГГГГ их брак, расторгнут, супружеские отношения прекращены. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с ФИО1. Ее сын ФИО2 проживал с ней на протяжении 40 лет. В период прохождения военной службы по контракту, находясь при исполнении обязанностей военной службы, ее сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ погиб. Отец погибшего военнослужащего ФИО2 – ФИО6 не интересовался судьбой своего сына ФИО2, не принимал мер по его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал свое право на общение с ребенком, не видел его ни в совершеннолетнем, ни во взрослом возрасте, до настоящего времени не знает о гибели сына и даже не участвовал в расходах, связанных с его погребением, злостно уклонялся от исполнения обязанностей родителя, не платил алименты, какой-либо материальной помощи ответчик не оказывал на протяжении всей жизни сына ФИО2. ФИО2 воспитывался ею и ФИО1, своего отца ФИО6 не знает и никогда не видел, родственных чувств к отцу не испытывал. Считает, что имеются все законные основания для лишения ФИО6 права на выплату единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации и единовременной выплаты и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего ФИО2 Просила лишить ФИО6 права на выплату единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ежемесячной денежной компенсации членам семьи погибшего военнослужащего, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», единовременной выплаты членам семьи погибшего военнослужащего, установленной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (с изменениями и дополнениями), страховых выплат членам семьи погибшего военнослужащего, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» в связи с гибелью военнослужащего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Терещенко Т.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Терещенко Т.С. – адвокат Маценко О.А. в судебном заседании доводы иска поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» извещено надлежащим образом, ходатайств не представлено.
Представитель третьего лица Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил вынести законное решение.
Третье лицо Войсковая часть 63354 Буйнакск - 136-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада извещена надлежащим образом, ходатайств не представлено.
Ответчик ФИО6 в судебное заседание не явился, извещался судом по адресу указанному в исковом заявлении, ходатайств не представлено.
Определением Арзгирского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 50 ГПК РФ, суд назначил в качестве представителя ответчика ФИО6 адвоката адвокатской конторы Арзгирского района Ставропольского края, в связи с тем, что место жительства ответчика неизвестно.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 – Лепешкин А.А. просил вынести законное и справедливое решение.
Помощник прокурора в судебном заседании считал иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с согласия представителя истца, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора <адрес>, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что между ФИО2 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак, после заключения брака присвоены фамилии Жердев, Жердева, что подтверждается справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния <адрес> по городу Ставрополю (л.д. 22).
Из свидетельства о рождении II-ВЛ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО2, в графе мать указана ФИО3, в графе отец указан ФИО6 (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО6 и ФИО3 расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака II-ДН №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (повторно) отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по Арзгирскому району (л.д. 20).
Из свидетельства о заключении брака II-ДН №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (повторно) отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по Арзгирскому району следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 был заключен брак, после заключения брака присвоены фамилии Терещенко, Терещенко (л.д. 19).
Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы по контракту, находясь при исполнении обязанностей военной службы, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ погиб, что подтверждается справкой о смерти № С-00505 от ДД.ММ.ГГГГ, составленной отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния <адрес>, актовая запись №, в которой указано место смерти Российская Федерация, Донецкая Народная Республика, <адрес>, причиной смерти явилась внутричерепная травма неуточненная S06.9; военные операции, вызвавшие повреждения другими видами взрывов или осколками Y36.2 (л.д. 17).
В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации (деле Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» и ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» лицами, имеющими право на получение страховой суммы и единовременной выплаты, в вязи с гибелью военнослужащего, являются в том числе его родители.
Согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (с изменениями и дополнениями) в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается денежная компенсация.
Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 или 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8-10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества – защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат – компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ и в ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находится под защитой государства.
В соответствии ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Согласно п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членам семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Согласно п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
В соответствии с п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Согласно п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
В соответствии с п. 4 ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
Согласно абз. 2 ст. 69 Семейного кодекса РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (п. 1 ст. 65, ст. 69, ст. 73 Семейного кодекса РФ) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав – утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основанием к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Согласно материалам дела, судом установлено, что ответчик ФИО6 родительских прав в отношении ФИО2 не лишался и в них не ограничивался, однако с 1983 года, после расторжения брака с Терещенко (Жердевой) Т.С., полностью самоустранился от участия в жизни сына. Воспитанием ребенка не занимался, моральную, физическую и духовную поддержку не оказывал, мер для создания несовершеннолетнему условий жизни, необходимых для его развития, как и по восстановлению родственных связей, не предпринимал.
Отсутствие ответчика ФИО6 в жизни погибшего сына ФИО2 подтверждается представленными в суд ответами на запросы, так из сообщения территориального отдела администрации Арзгирского муниципального округа <адрес> в <адрес> следует, что в похозяйственных книгах села <адрес> по адресу: <адрес> (в настоящее время правильный адрес <адрес>) ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не значился и не значится по настоящее время (л.д. 76).
Из ответа Межрайонной ИФНС России № по Ставропольскому краю следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не идентифицируется в базе налогового органа (л.д. 37).
Из сообщения врио начальника отделения по вопросам миграции ФИО4 следует, что по имеющимся сведениям отделения по вопросам миграции Отдела МВД России «Арзгирский», гражданин ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированным по месту жительства/пребывания либо снятым с регистрационного учета не значится (л.д. 41).
Из сообщения заместителя управляющего отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю ФИО5 следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 42).
Из сообщения начальника отдела записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по Арзгирскому району следует, что запись акта гражданского состояния по государственной регистрации, смерти на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отсутствует (л.д. 80).
С учетом установленных обстоятельств, а именно полного отсутствия ответчика ФИО6 к судьбе сына ФИО2, помимо игнорирования его материальных потребностей, суд приходит к выводу о возможности лишения ответчика права на выплату единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации, единовременной выплаты и страховой выплаты в связи с гибелью военнослужащего, ввиду того что ФИО6 фактически уклонялся от выполнения своих обязанностей по воспитанию сына, что выражалось в отсутствии заботы о его здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Терещенко Т.С. к ФИО6 о лишении права на выплату единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации, единовременной выплаты и страховой выплаты в связи с гибелью военнослужащего удовлетворить.
Лишить ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на выплату единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в связи с гибелью военнослужащего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата гибели ДД.ММ.ГГГГ.
Лишить ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на выплату ежемесячной денежной компенсации членам семьи погибшего военнослужащего, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», единовременной выплаты членам семьи погибшего военнослужащего, установленной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (с изменениями и дополнениями), в связи с гибелью военнослужащего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата гибели ДД.ММ.ГГГГ.
Лишить ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на выплату страховых выплат членам семьи погибшего военнослужащего, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», в связи с гибелью военнослужащего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата гибели ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Арзгирский районный суд Ставропольского края.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>