Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-10/2023 (12-400/2022;) от 22.11.2022

РЕШЕНИЕ

15марта2023года <адрес>

Судья Октябрьского районного суда <адрес> ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда

протест прокурора <адрес> ФИО4

на постановление административной комиссии <адрес> муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об административных правонарушениях в <адрес>»,

в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт 07 06 938288, зарегистрированного по адресу: <адрес>, пер. Макарова, <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии <адрес> муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «Об административных правонарушениях в <адрес>».

Согласно протесту, постановление , поступившее в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным и подлежит отмене ввиду допущенных существенных нарушений законодательства об административных правонарушениях, а именно: в материалах дела отсутствует надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2, представитель административной комиссии <адрес> муниципального образования <адрес>, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Суд, учитывая наличие сведений о надлежащем уведомлении не явившихся лиц, мнение представителя прокуратуры, счел возможным рассмотреть протест в отсутствие лиц.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержала протест, просила суд постановление административной комиссии <адрес> муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ст.2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «Об административных правонарушениях в <адрес>» отменить, дело производством прекратить.

Суд, заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию постановления по делу об административном правонарушении должны быть соблюдены при вынесении постановления в обязательном порядке, поскольку отсутствие какого-либо обязательного требования, предъявляемого к постановлению, может повлечь за собой его отмену.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В целях обеспечения реализации конституционного права при производстве по делу об административном правонарушении федеральный законодатель в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрел, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, предусмотренными даннымКодексом (часть 1 статьи 25.1); для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в таком производстве может участвовать защитник (часть 1 статьи 25.5); в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (часть 2 статьи 25.5); защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4 статьи 25.5); защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом (часть 5 статьи 25.5).

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 30 минут около <адрес> ФИО2 приставал к гражданам с целью попрошайничества денежных средств для покупки алкогольной продукции.

В материалах дела имеется уведомление о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут, подписанное секретарем административной комиссии ДД.ММ.ГГГГ и направленное заказной почтовой корреспонденцией ФИО2

ФИО2 в назначенный день ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение дела не явился, сведений о надлежащем извещении в административном материале не имеется.

Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальный административный орган не обладал и не мог обладать сведениями о получении или неполучении ФИО2 уведомления о необходимости явки для участия в совершении процессуального действия, что исключает возможность считать лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Такое извещение нельзя признать надлежащим и своевременным, поскольку цель извещения состоит в предоставлении лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, возможности реализовать предоставленные ему Кодексом РФ об АП процессуальные права.

Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом РФ об АП гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника. Соблюдение положений ст. 28.2 Кодексом РФ об АП достигается не только в случае присутствия лица, привлекаемого к административной

Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Вместе с тем, из п.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодексом РФ об АП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку вменено административное правонарушение допущенное лицом от ДД.ММ.ГГГГ, то срок давности для повторного рассмотрения с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек.

По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

При таких обстоятельствах постановление административной комиссии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 20-кз "Об административных правонарушениях в <адрес>", подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Октябрьском районном суде <адрес> настоящего протеста срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Протест прокурора <адрес> ФИО4 на постановление административной комиссии <адрес> муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «Об административных правонарушениях в <адрес>», - удовлетворить.

Постановление административной комиссии <адрес> муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5Кодекса РФ об АП за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 суток с момента вручения/получения.

Судья подпись ФИО1

12-10/2023 (12-400/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Филюшкин С.К.
Ответчики
Иванов Александр Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Руденко Елена Валентиновна
Статьи

ст. 2.1 Закона СК "Об административных правонарушениях в СК"

Дело на сайте суда
oktyabrsky--stv.sudrf.ru
23.11.2022Материалы переданы в производство судье
13.12.2022Судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
15.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Вступило в законную силу
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2024Дело оформлено
22.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее