Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1207/2024 ~ M-440/2024 от 13.03.2024

Дело №2-1207/2024

91RS0006-01-2023-000746-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

           13 августа 2024 года                                                 г. Бахчисарай

           Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Козловой К.Ю.,

при помощнике судьи Шепелевой Д.А.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Бахчисарай гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Бахчисарайского района о признании права собственности на земельную долю (пай),

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок, площадью (лот , пай ), расположенный по адресу: Бахчисарайский район, на территории Почтовского сельского поселения, выделенный в счет земельной доли (пая) согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ собрания трудового коллектива по выделению земельных паев коллективной собственности ОАО «им. Чкалова».

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником вышеуказанного земельного участка, однако оформить свои права на данный земельный участок не имеет возможности, из-за отсутствия сертификата на право на земельный пай, в связи, с чем он вынужден обратиться в суд.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от представителя истца ФИО3 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

ФИО1 получила земельный пай в лоте , согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

При распаевании земель ОАО «им. Чкалова» на территории Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района сертификаты на земельные доли (паи) не выдавались.

Статьей 25 Земельного кодекса Украины предусматривалось, что при приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций земельные участки передавались, в частности, работникам этих предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа с определением каждому из них земельной доли (пая). Решения о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций принимали органы исполнительной власти или органы местного самоуправления согласно их полномочий по ходатайству работников этих предприятий, учреждений и организаций. Земли в частную собственность указанным лицам передавались бесплатно, они имели гарантированное право получить свою земельную долю (пай), выделенную в натуре (на местности). Стоимость и размеры в условных кадастровых гектарах земельных долей (паев) работников соответствующих предприятий, учреждений и организаций и пенсионеров из их числа являлись равными. Размер доли для указанных лиц, проживающих в сельской местности или поселках городского типа не мог превышать норм бесплатной передачи земельных участков гражданам, установленных законом для ведения личного крестьянского хозяйства).

Согласно ст. 29 ЗК Украины при ликвидации сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций преимущественное право на получение земельных участков вблизи населенных пунктов имели собственники земельных долей (паев), проживавшие в этих населенных пунктах. Место расположения земельных участков определялось с учетом требований рациональной организации территории и компактности землепользования согласно землеустроительных проектов, которые утверждались собраниями собственников земельных долей (паев).           Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами был установлен ст. 118 ЗК Украины и предусматривал, в частности, обращение заинтересованного лица в орган исполнительной власти или местного самоуправления с заявлением, разработку, согласование и утверждение проекта отвода земельного участка.

При этом, в соответствии со ст. 125 ЗК Украины, право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникали после получения его собственником или пользователем документа, который удостоверял право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации. Частью третьей этой статьи было предусмотрено, что приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, который удостоверяет право на него, и государственной регистрации запрещалось.

Статьей 126 ЗК Украины было предусмотрено, что право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверялось государственными актами.

Правоотношения по выделу земельной доли с 08.07.2003 - с момента вступления в силу Закона Украины от 05.06.2003 №899-ІV «О порядке выдела в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» - регулировались данным законом, которым была установлена иная, нежели Земельным кодексом Украины процедура выделения в натуре земельных долей (паев).

Так, согласно Преамбулы к этому Закону, он определяет организационные и правовые основы выделения собственникам земельных долей (паев) земельных участков в натуре (на местности) из земель, принадлежавших коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам на праве коллективной собственности, а также порядок обмена этими земельными участками.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона право на земельную долю (пай) имеют бывшие члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и иных государственных сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, которые получили сертификаты на право на земельную долю (пай) в установленном порядке.

Частью первой ст. 2 Закона Украины от 05.06.2003 №899-ІV было предусмотрено, что основным документом, который удостоверяет право на земельную долю (пай), является сертификат на право на земельную долю (пай), выданный районной (городской) государственной администрацией.

В нарушение указанной нормы, пайщикам ОАО им. Чкалова соответствующие сертификаты оформлены и выданы не были.

Статьей третьей указанного Закона было урегулировано, что основанием для выделения земельных участков в натуре (на местности) собственникам земельных участков (паев) является решение соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации.

В случае подачи заявлений о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) большинством собственников земельных долей (паев) в пределах одного сельскохозяйственного предприятия соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районная государственная администрация принимает решение о разработке проекта землеустройства по организации территории земельных долей (паев).

Положениями ст. 5 Закона Украины от 05.06.2003 №899-ІV были определены полномочия районной государственной администрации, в частности, по рассмотрению и согласованию проектов землеустройства по организации территории земельных долей (паев); организации проведения распределения земельных участков между лицами, имеющими право на выделение им земельных долей (паев) в натуре (на местности) в порядке, определенном этим Законом; принятию решений о выдаче документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, собственникам земельных долей (паев).

При этом, частью второй указанной статьи к компетенции районной государственной администрации было отнесено принятие решений в отношении выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев) за границами населенных пунктов.

В соответствии со ст. 7 Закона Украины от 05.06.2003 №899-ІV, проект землеустройства по организации территории земельных долей (паев), которые получили в установленном законом порядке лицензии на проведение землеустроительных работ, согласовывается соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией и утверждается на собрании большинством собственников земельных долей (паев) в границах земель, которые находятся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, и оформляется соответствующим протоколом.

В проекте землеустройства по организации территории земельных долей (паев) определяются место расположения земельных участков, их границы и площадь сельскохозяйственных угодий, подлежащих распределению между собственниками земельных долей (паев), их целевое назначение, действие ограничений (обременений) в использовании земельных участков, в том числе земельных сервитутов.

В случае необходимости в проектах землеустройства по организации территории земельных долей (паев) осуществляется перерасчет размера в условных кадастровых гектарах и стоимости земельной доли (пая).

Частью четвертой этой статьи были определены земли, подлежащие исключению из площади земельных участков, подлежащих распределению.

Частью пятой ст. 7 Закона было установлено, что проект землеустройства по организации территории земельных долей (паев) хранится в соответствующем сельском, поселковом, городском совете по месту проживания большинства собственников земельных долей (паев) и в районном отделе земельных ресурсов.

Согласно ст. 9 Закона Украины от 05.06.2003 №899-ІV, распределение земельных участков в пределах одного сельскохозяйственного предприятия между собственниками земельных долей (паев), которые подали заявления о выделе принадлежащих им земельных долей (паев) в натуре (на местности), проводится соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией по месту расположения земельных участков на собраниях собственников земельных долей (паев) согласно с проектом землеустройства по организации территории земельных долей (паев).

Распределение земельных участков между собственниками земельных долей (паев) одного сельскохозяйственного предприятия проводится по соглашению не менее двух третей собственников земельных долей (паев), а при его отсутствии – путем жеребьёвки.

Результат распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев) в пределах одного сельскохозяйственного предприятия оформляется соответствующим протоколом, который подписывается собственниками земельных долей (паев), которые приняли участие в их распределении. К протоколу о распределении земельных участков между собственниками земельных участков между собственниками земельных долей (паев) прилагается проект землеустройства по организации территории земельных долей (паев), список лиц, принявших участие в их распределении.

Протокол о распределении земельных участков между собственниками земельных участков между собственниками земельных долей (паев) утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией и является основанием для принятия решения о выделении земельных долей (паев) в натуре (на местности) и выдачи государственных актов на право собственности на земельный участок собственникам земельных долей (паев).

Материалы по распределению земельных участков между собственниками земельных долей (паев) хранятся в соответствующем сельском, поселковом, городском совете по месту проживания большинства собственников земельных долей (паев) и в районном отделе земельных ресурсов.

Из системного анализа указанных норм, регулировавших процедуру выдела в натуре земельных долей (паев), и передачи в собственность лицам, имевшим на них право, конкретно определённых земельных участков, следует, что разработанный и утвержденный проект землеустройства по организации территории земельных долей (паев), проведенная жеребьёвка по распределению между пайщиками земельных участков, зафиксированная в соответствующем протоколе общего собрания пайщиков, утвержденном соответствующей районной государственной администрацией, являлись основанием для принятия районной государственной администрацией решения о передаче в собственность каждому из лиц определенного ему путем жеребьёвки земельного участка и выдачи соответствующего государственного акта на этот земельный участок.

Однако соответствующего решения о передаче истцу в собственность земельного участка принято не было и государственный акт выдан не был, в свою очередь, регистрация права на земельную долю (пай) во внесудебном порядке не представляется возможной ввиду того, что соответствующие сертификаты пайщикам ОАО им. Чкалова не выдавались.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ) установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Статьей 14 указанного Закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Таким образом, ввиду отсутствия правоустанавливающего документа – сертификата на земельную долю (пай) – и невозможности его получения в настоящее время ввиду изменения правового регулирования указанного вопроса и отсутствия органа, уполномоченного на выдачу таких сертификатов в настоящее время, истец лишен возможности регистрации и реализации своего права на указанную земельную долю (пай).

В ходе рассмотрения дела установлено, что восстановление нарушенного права истца во внесудебном порядке не представляется возможным.

Поскольку ФИО1 была включена в списки лиц, имеющих право на земельную долю (пай), однако сертификат на право на земельную долю (пай) не получала, что исключает возможность выдела принятого земельного пая в натуре, суд приходит к выводу, что у ФИО1 возникло право на спорную земельную долю (пай), ввиду чего исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Истцом требований о компенсации ему судебных расходов не заявлялось. Учитывая то, что ответчик не является субъектом, нарушившим право истца, судебные расходы компенсации истцу не подлежат.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать за ФИО1, <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес> (<данные изъяты>) право на земельную долю (пай) площадью , в лоте пай расположенного по адресу: <адрес>, на территории Почтовского сельского совета, за пределами населенного пункта, согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ собрания трудового коллектива по выделению земельных паев из земель коллективной собственности ОАО «им. Чкалова».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16 августа 2024 года.

Судья:                                                                                              Козлова К.Ю.

2-1207/2024 ~ M-440/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бортник Антонина Андреевна
Ответчики
Администрация Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района РК
Другие
Ласкин Павел Евгеньевич
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Суд
Бахчисарайский районный суд Республики Крым
Судья
Козлова Кристина Юрьевна
Дело на странице суда
bahchisarai--krm.sudrf.ru
13.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2024Передача материалов судье
20.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2024Подготовка дела (собеседование)
08.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее